Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бедная Лиза

Н. М. Карамзин

  • Аватар пользователя
    Eruntale1 сентября 2017 г.

    Мне 26, и сегодня я прочитала "Бедную Лизу" во второй раз. Первое знакомство с ней состоялось, известное дело, в школе. Думаю, мне было 14-15, и я любила во всем отстаивать свою точку зрения, как мне тогда казалось, сейчас же могу сказать, что просто была упрямой. На тот момент прочитаны уже тысячи страниц забугорной, преимущественно французской, прозы, а следовательно, что есть честь и бесчестие и чем чреваты вечерние "они сидели так близко" я представляла, поэтому считала, что "Бедную Лизу" правомерно бы было переименовать в "глупую".
    А также (перечитывая что-либо из школьной программы, я почти каждый раз убеждаюсь, что составлена она некорректно) я поняла, чем еще мне не нравились уроки литературы: за каждым "выскажите свое мнение" скрывалось "да, хорошая идея, но..." или "не совсем так, потому что..." В итоге все сводилось к "на самом деле автор хотел сказать...", с которым бунтари вроде меня не желали соглашаться по одной простой причине - не было никаких явных доказательств, никакого анализа, только "автор хотел сказать".

    Так вот, сейчас никто не скажет мне эту пресловутую ненавистную фразу, я сама ее скажу и сама приведу себе все необходимые доказательства. За это я и люблю короткие формы худ. произведений - вся нужная информация для анализа на поверхности - бери и размышляй.
    Милый, нежный цветок Лиза встречает на своем пути свою первую, свою большую любовь. Ей всего 17, он прекрасен, как ясный день, ежедневные встречи, робость и смущение...эххх, 17 лет...Красавец с барским именем Эраст. Имя со всем знакомым корнем: Эрос - бог любви, Эрато - муза любовной песни, Эраст - в переводе в греческого - прелестный, милый; ну просто любовь во плоти. Символично? Еще как! Разве смаковала бы Лиза его имя, с блаженной улыбкой закрыв глаза, будь он Василием или Афанасием? Итак, красавец с экзотичным именем после первой же встречи клянется в вечной любви и просит держать дальнейшее общение в тайне, да причем без злого умысла, если верить Карамзину. Кажется, что и сам Эраст живет мыслями о чистой любви:


    С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. "Я буду жить с Лизой, как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви её и буду всегда счастлив!"

    И вдруг, как гром среди ясного неба, к Лизе сватается жених! Слезы, горячие поцелуи, клятвы вечной любви, летняя ночь - вихрь разномастных элементов разродился актом любви, и фоном ему служит гроза. Не надо быть знатоком литературы, чтобы понимать символическое значение грозы - переломный момент в жизни Лизы, несущий поистине разрушительное воздействие, о чем и сама Лиза, не будь дурой, догадывается тут же.
    А что с Эрастом? Собственно, этот поступок, противоречащий его исходным намерениям можно понять: на его пути встал какой-то крестьянин, пожелав заполучить его любимую. От мужской натуры не уйти - сказать "мое", поставить клеймо и строить оскал.


    Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые били для него уже не новы.

    Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы ... Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог

    Наверное, и не одну красу он так загубил - этого мы не знаем, как не знаем и возраста Эраста, что, скорее всего, намеренно не упоминается автором. Но от этого еще сложнее верить в искренность его чувств, однако, вскоре, если чувства и были, они идут на убыль. И тут включается еще один принцип под нехитрым названием "Сам не ам - другим не дам". И не дал, и молодец. К черту любовь, спасай растерянное состояние. Девку загубил да сам несчастен остался.

    Нет, теперь я не считаю, что это произведение стоит не на своем месте школьной программы по литературе, если бы не одна большая поправка. Верните меня в мои 14-15, дайте прочитать "Лизу" впервые, спросите, что я об этом думаю, НО не лейте мне в уши свои готовые суждения или мнения из книги для учителя, покажите мне именно эти отрывки, объясните, как сложить их в общую картину! Я хочу знать все это ТОГДА, именно тогда, когда начинаются первые "любови", восторги и разочарования. Иначе урок "Рассуждение о "Бедной Лизе" можно смело переозаглавить как "Книга о подростковых самоубийствах".

    7
    1,9K