Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пять повестей

Джон Фаулз

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2017 г.

    Здесь все не так как кажется, почти абстракция…

    Повесть «Башня из черного дерева» начиналась очень увлекательно – она буквально втянула в свой сюжет некоторой живописностью и таинственностью. Фаулз очень подробно создает атмосферу усадьбы, где живет известный художник, харизматическая личность. Приехавший к нему гость, Дэвид Уильямс, с азартом пытается постичь странную личность Генри и его окружения из двух молоденьких девиц. Далее повествование постоянно наполнено какой-то загадочной темой, причем тут мерещится и мистическая история, и даже ожидаешь открытие какой-то скрытой цели приглашения Дэвида в поместье… Но вся история имеет очень неожиданный конец и своего рода вывод – осознание героем себя как неудавшуюся творческую личность и главное, ради чего, видимо и затевался весь сюжет – высказаться о сути современного искусства.


    «Дэвид понял, что произошло с ним за истекшие два дня: точно подопытной обезьяне, ему дали возможность взглянуть на свое утраченное подлинное "я". Его ввело в заблуждение излишнее следование моде, поощряемая официально фривольность, кажущиеся свободы современного искусства; он не догадывался, что все эти свободы проистекают из глубокого разочарования, похороненного, но еще не совсем задавленного сознания несвободы. Ситуация, характерная для всей новейшей истории художественного образования в Англии. Пресловутая выставка дипломных работ, на которой студенты факультета изящных искусств ничего, кроме чистых холстов, не показали, - что может служить более убедительным свидетельством затхлого лицемерия преподавателей и безнадежного банкротства обучаемых?»

    Тема искусства, роль художника в нем, основа чувств и развития творческой личности – главные в этом произведении. А все остальное – декорации для наглядности, своего рода некая абстракция, условность для идеи. Надо сказать, что роман достаточно тонкий в развитии этой главной темы, и я думаю, что читателю надо бы иметь хоть какое-то представление об искусстве, о живописи, чтобы понимать смысл рассуждений и аргументов художника и его гостя, а самое главное, чтобы все-таки понять заключительные страницы. Иначе все покажется непонятным и бессмысленным.


    «Так будет потом; пока же он знал, что отказался (даже если ему больше не суждено с ней повстречаться) от возможности изменить свою жизнь и что дальнейшая судьба его творчества -его качество и его способность выдержать испытание временем -зависит от признания этого факта. Он испытывал запоздалую, но жгучую зависть к старику. … Отвратительная, мстительная несправедливость заключалась в том, что искусство глубоко аморально. … Котминэ беспощадно продемонстрировало: то, с чем он родился, при нем и останется. Он был, есть и будет порядочным человеком и вечной посредственностью»
    «Но искусство, лишенное корней, вращающееся по орбите в мертвом космосе, не имеет смысла.
    Башня из черного дерева»

    В целом сюжет интересен, и только с этой точки зрения, все остальные темы – эротическо-сексуальные и детективно-мистические не более, чем антураж для поддержания интриги всего повествования.
    Повесть «Бедны Коко» интересна по сюжету, потому что неожиданно сводит вместе двух очень разных людей, где один, успешный по жизни, оказывается во власти своего рода аморального элемента общества, но… в столкновении разных культурных и житейских принципов, оказалось, что писатель в слабой позиции. Один из выводов, который он сделал в этой истории:


    «В общении с дикарями крайне важно – во всяком случае, так я читал, – знать, как они толкуют то или иное выражение лица. Далеко не один достойнейший и улыбчивый миссионер погибал потому лишь, что не понимал, что приветствует людей, для которых оскаленные зубы самый верный признак враждебных намерений. Мне кажется, нечто подобное происходит, когда приверженцы «верно» сталкиваются с теми, кто умудряется обходиться без этого copного слова»

    Однако, как объясняет писатель (герой повести), эта история имеет более глубокий смысл, и это то, над чем стоит задуматься – непонимание поколений, непонимание писателем потенциальных приемников его труда, его мира. Так мне показалось.
    Повесть «Туча» вообще не понравилась. Отчасти потому, что ее было тяжело читать – трудно сосредоточиться на разговоре героев и действие, так как все это напоминало кинематографические сцены с криками и репликами детей, героев, каких-то действий… Разговоры героев о работе и обществе, о разных общих темах, как-то все пресно, беспорядочно… Какое-то хаотичное поведение героев: ну что взять – люди на пикнике…А суть и вовсе показалась вообще пустой – непонимание компанией одной из девушек, у которой была своя какая-то тайная причина для слез и отчуждения… И все кончается близостью в траве…Скучно.


    «И они продолжают, и они продолжают; такого Пола ненавидишь, разглагольствующего, нескончаемо проповедующего великолепный культурный кисель из ревеня»

    Более всего понравилась повесть «Энигма» - очень интригующая, почти детективная история с неожиданным концом и темой для размышления о личности исчезнувшего Филдинга, о том, что есть отношения близких людей в семье, как влияет система на некоторых людей, и какие они разные – одни закрытые как Джон Филдинг, и распахнутые как Питер – его сын, проницательные и тонко чувствующие, как Изобель Доджсон.


    "— Глубже ощущалось что-то закрепленное, окостенелое. По-моему, это могло породить смелость. И отвлеченность, которая иногда в нем сквозила, будто он не здесь, а где-то еще. Что указывает на воображение своего рода? — Она сморщила нос. — Мечта детектива"
    «И он понял, что должен увидеться с ней снова вне службы. … Тут крылась не сексуальная неуверенность, не культурное и классовое различие, а нечто психологическое, сознание, что он вопреки нетактичности — но даже нетактичность эта была своего рода честностью — имеет дело с более быстрым и более взыскательным умом в сфере эмоций и личных отношений… … Что-то в ней обладало чем- то, чего ему не хватало: потенциал, который как залежная земля ожидал именно этой маловероятной богини пшеничного поля; направление, которому он мог бы последовать, лишь бы она указала куда. Одним словом — честность».
    8
    1K