Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Zookeeper's Wife: A War Story

Diane Ackerman

  • Аватар пользователя
    Brujadelibros28 августа 2017 г.

    История, о которой сложно говорить...

    Среди огромного числа фильмов и книг, так или иначе связанных с одним из самых масштабных и кровавых конфликтов в истории человечества, можно выделить две большие группы:

    • Те, что были созданы в СССР и на постсоветском пространстве. Они, как правило, отличаются своей натуральностью и правдивым отображением реалий того времени, но не без перегибов.
    • Произведения, созданные в западноевропейских странах и США. Именно здесь и начинаются сложности.

    Так уж получилось, что западные режиссёры (да и писатели) зачастую не всегда способны правильно отразить события Второй мировой войны. Намеренно преувеличивая существующую в то время реальность или же в силу своей неосведомлённости (что бывает чаще всего), они создают бессмысленные и абсурдные произведения, которые после себя оставляют одно желание: рассмеяться, а затем расплакаться от осознания того, что всё то, что мы видим на экранах либо читаем в книгах – отнюдь не шутка, а суровая действительность того, какое извращённое восприятие реальности у этих людей.
    Произведения, затрагивающие еврейский вопрос, вообще стоят отдельно от всех. «Мальчик в полосатой пижаме», «Дневник Анны Франк», «Жизнь прекрасна», «Мальчик на вершине горы», «Пианист» - список фильмов можно продолжать до бесконечности. Большинство, но не все эти произведения, объединяет одна вещь: абсурдность и полное искажение реальных событий. И если «Жизнь прекрасна» несёт в себе хоть какой-то глубокий смысл, то книги Джона Бойна лишены его под чистую. Они свидетельствую лишь об одном: прежде чем браться за создание чего-то, что так или иначе было бы связано с историей, необходимо тщательно изучить исторические источники, а не брать сюжет из головы, тем самым оскверняя память предков.
    В 2007 году американская писательница, поэтесса, эссеистка и натуралист Диана Акерман, ставшая известной благодаря своим научным трудам, опубликованным ещё в 1990 году, написала художественную книгу под названием «Жена смотрителя зоопарка». В предисловии к своему произведению она признаётся, что «пришла» к этой книге, как и ко всем остальным, очень личным путём. Дело в том, что её дедушка и бабушка по материнской линии были родом из Польши.
    Надо отдать должное автору, ведь для того, чтобы правдиво воссоздать историю семьи Жабинских, она работала с огромным числом источников: в частности, обращалась к мемуарам самой Антонины и написанными ею же автобиографичным книгам для детей; женщина также работала с книгами и воспоминаниями Яна Жабинского, со многими интервью, которые пара давала для ряда польских и еврейских газет. При написании своей книги, Диана Акерман также беседовала с сыном пары – Рышардом, а также работниками самого Варшавского зоопарка. Кроме того, Диана Акерман долгое время посвятила работе в архивах Государственного зоологического музея, знакомилась с рядом экспонатов Музея Варшавского восстания и музея холокоста в Вашингтоне.
    Вскоре после выхода книги, было принято решение об её экранизации. Мировая премьера фильма-экранизации романа Дианы Акерман состоялась в начале марта, а уже 13 апреля 2017 года аналогичная состоялась в Российской Федерации. Главные роли в фильме блестяще исполнили Джессика Честейн и бельгийский актёр Йохан Хелденберг. И хотя по сюжету действия разворачиваются в Варшаве, съёмки фильма проходили в Праге. Во время работы над картиной были задействованы настоящие дикие звери.
    Наверное, не стоит упоминать о том, что книга разительно отличается от фильма – она более сухая, менее динамичная и драматичная кое-где перегружена фактами. Литературное произведение есть литературное произведение, а фильм – это, прежде всего, яркая картинка, которая помогает зрителю во всей красках и деталях представить события 1941-1945 годов.
    Произведение примечательно тем, что, в отличие от большинства остальных, оно основано на реальных событиях, а именно, на дневниках самой Антонины Жабинской. Израильское правительство в 1965 году приняло решение присвоить титул Праведников мира семье Жабинских за помощь в спасении евреев в годы войны.
    Итак, о чём же рассказывает зрителю «Жена смотрителя зоопарка»? Произведение начинается на весьма позитивной ноте: идут бурные 1930 годы, Варшавский зоопарк работает и процветает, ежедневно принимая в своих стенах сотни посетителей. Ян и Антонина Жабинские – владельцы зоопарка, были христианами, имели много друзей среди еврейского населения Польши. Их жизнь шла своим чередом – забота о животных, воспитание маленького сына… Как вдруг события на мировой арене приобрели шокирующие последствия в виде начала Второй мировой войны.
    В сентябре 1939 года зоопарк сильно пострадал от бомб (рядом с ним располагалось варшавское ПВО). Большинство животных погибли или разбежались. Семья, несмотря на приказы правительства об эвакуации, принимает решение не убегать, а остаться в родном доме и выхаживать оставшуюся в живых после бомбёжки часть животных. Даже маленький сын Жабинских не захотел «спасаться», что тоже говорит само за себя.
    Чету Жабинских изначально приводила в ужас нацистская расовая политика. Спрятав у себя в доме подругу, которая виновата только лишь в том, что она еврейка, они поняли, что назад дороги нет. Зная об одержимости редкими животными Лутца Хека, муж с женой пошли на риск. В один из дней Ян и его жена пришли к господину Хеку, выразив идею организовать вместо зоопарка свиноферму и оказать посильную нацистам помощь в выведении тура.
    Ян Жабинский, как официальное лицо, имел доступ на территорию варшавского гетто. Несмотря на страх и риск быть казнённым, почти в каждый свой визит он тайно снабжал жителей гетто едой и лекарствами. На своём грузовике под мусором или пищевыми отходами для откорма свиней ему удалось вывезти несколько десятков взрослых евреев и маленьких детей, которых, по обоюдному решению, супружеская пара на протяжении всей войны прятала в подвале своего дома в клетках-проходах для животных.
    Когда в конце фильма Лутц узнал правду и в довольно грубой форме поинтересовался у Антонины, сколько же евреев им с мужем удалось спасти таким странным образом, женщина призналась, что не знает, так как давно сбилась со счёта.
    Тот факт, что за годы Второй мировой войны семья Жабинских в своём зоопарке спасла около 300 евреев, просто поражает. Некоторые из них прятались в доме всего несколько дней, другие же оставались там годами. Лишь двое «гостей» семьи – Роза Анжелова и её мать – были казнены. Остальным же удалось спастись.
    Произведение «Жена смотрителя зоопарка» начисто лишено того слащаво-приторного изображения, которое часто можно видеть в большинстве иностранных произведений о Второй мировой войне. Здесь всё сухо и по факту, а мелкие детали, такие как свастика в домах в самых разных местах, случайно потерянная пуговица с немецкой формы или вскользь брошенное сыном «Гитлер капут!», создают непередаваемые эмоции. Ужасные сцены жестокости нацистов по отношению к животным, их поведение с маленькими детьми, которых те «грузили» в товарный поезд или же жестокий и хладнокровный расстрел двух ни в чём не повинных женщин – всё это вместе с выше перечисленными деталями буквально с первых секунд фильма переносит зрителя в Польшу времён оккупации.
    Как известно, Антонина Жабинская славилась тем, что прекрасно играла на фортепиано. Именно этот факт мы и видим в фильме – в те моменты, когда в дом семьи Жабинских приходили нацисты, женщина нарочно начинала играть какую-то громкую мелодию. Это было своеобразным сигналом прятавшимся в подвале евреям о том, что в доме небезопасно, и им надо сидеть в подвале как можно тише.
    Несмотря на то, что война как таковая,не показана вообще (кроме разве что момента, когда Ян Жабинский был ранен и взят в плен), её дух и присутствие ощущается на протяжении всего времени прочтения картины.
    Такие произведения, как «Жена смотрителя зоопарка» дают нам надежду и веру в то, что ещё не всё потеряно. Чем больше режиссёров и писателей будут обращаться к истории, правдиво доносить до населения события прошлого, рассказывать всем нам о невероятных подвигах людей, тем скорее мир очистится от всей той грязи и абсурдности, которая заполонила ума и сердца человечества.

    4
    169