Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
AnnAtt25 августа 2017 г.Театр?
Весь мир - театр, но не все мы в нём актёры. Кто-то - режиссёр своей жизни. Кто-то - жалкая декорация за спинами окружающих. Кто-то пишет свой сценарий для этого мира, разве что не все вокруг способны сыграть предоставленные им роли. А кто-то - и вовсе суфлёр за спинами известных личностей, он смотрит в лист бумаги и шепчет нужные слова, подталкивает и подсказывает, а если вдруг кому-то захочет насолить, то в последний раз, в последний свой невидимый бенефис шепнёт лишнее слово-два, и посреди трагедии прозвучит комичная ерунда, толкнувшая актёра на край его личной пропасти.
Но Джулия - актриса. Разве я могу выделить здесь отдельно сюжет, идею или персонажей, очертить язык и высветлить общие впечатления, если есть только одна лишь Джулия?
Весь её мир - театр. Театр одного актёра, и она - гениальная актриса, играющая на этой сцене. Она не позволит ни единому суфлёру испортить себе реплики, потому что не нуждается в них. Она играет на сцене и дома, она играет на публику и в гордом одиночестве. Разве за Джулией-актрисой есть Джулия-человек? А зачем? Это - одно целое, непрерывная линия, тонкая и самоуверенная, гордая и прямая, и её нельзя разрывать. Актриса-Джулия и есть человеком...
Когда-то, будучи человеком радикальным и в те времена слишком горячим, я бы оттолкнула эту книгу. Сказала бы - какова в ней мораль? Что хорошего? Как можно в центре действа ставить женщину, не имеющую ничего, кроме театра? У Джулии нет ни норм, ни пределов в обычном, человеческом понимании, она играет - и делает всё для того, чтобы играть ей было интересней. Она коверкает любовь. Она разрушает идеалы о прекрасном - в юном сердце читателя Джулия оставит громадные, страшные раны. Но...
Но книга не обязательно должна раскрывать мораль и красоты. На сей раз мы видим правду. Мы видим искренние мысли и чувства, неподдельную игру актрисы, такой искренней в своей роли, такой до невозможности фальшивой. И я не ищу теперь в "Театре" лишней морали, я вижу в этой книге смысл. И это смысл, возможно, следует воспринимать с определённого возраста.
Идея? Сюжет? Я вижу лишь характер, резкий, поддающийся только восторгам. Мы видим весь мир "Театра" глазами Джулии. Её чувства, её мысли и её реакция на это. И в определённом смысле, могу сказать, каждой женщине нужно у неё поучится - научиться ценить себя, иногда сыграть там, где первым порывом оказывается швырнуть себя под ноги чужому или родному человеку.
Персонажи? Да, мы видим Майкла, человека в общем-то честного, немного тщеславного, в чём-то доброго. Живого. Тома, который не скрыт за розовыми очками даже для влюблённой Джулии, пусть и видим всё мы её глазами. Её Роджера... Любит ли Джулия хоть одного мужчину на свете? В каждой любви, кажется, она возвеличивает одну только себя. Даже если искренними кажутся её восторги и её боль, всё это препылённое, спрятанное - в игре.
И мне это нравится. Я в восторге от силы, спрятанной в ней, как в актрисе. В восторге от того, что эта женщина - а она для меня живая, олицетворяющая весь "Театр", эту книгу, символ, дышащий, улыбающийся и мягко смеющийся в стороне, - не рухнула от несчастной любви, как принято в литературе, под колёса автомобиля или просто на тот свет. Не умерла, держась за сердце и стеная о том, как несносный злодей украл её сердце. Не упала, впрочем, и в полный разврат - оказалась ниже привычного уровня, поднялась выше. Взлёты и падения, всё это проходит для неё так, как должно для такой женщины. Она не слабая, не хорошая, не правильная - и ничего правильного в ней, кажется, и не пытается изобразить Сомерсет Моэм. Зато Джулия живая, а не картонная.
Мы видим её настоящую лишь на самой последней странице. Мы заглядываем за маску, чтобы увидеть за нею всё ту же вечную актрису, решившую сыграть для себя роль свободы, роль, что будет принадлежать ей одной. И разве могла эта книга кончиться иначе, не скатившись в глупую драму? Нет. Сомерсет Моэм находит идеальное решение, ту самую правильную тонкую грань.
"Театр" индивидуален. "Театр" помогает познать себя, может быть, углядеть ту внутреннюю актрису. В чём-то осудить Джулию, в чём-то её поддержать, в чём-то - последовать её примеру. Но это книга, что должна прийти в правильное время - и я рада, что не открыла её слишком юной, школьницей, не видевшей в жизни ничего дальше книг.
Советую ли я "Театр"? Да. Однозначно. Но когда? Не знаю. Наверное, в тот миг, когда у вас в душе будет не слишком много своих эмоций, чтобы эта буря не заглушила впечатления от книги, но в тот же момент - и не слишком мало, чтобы Джулия не вселилась в вас злобным духом, на перепутье не толкнула на кривую дорожку, перепрыгивая через ту самую прелестную авторскую грань.
653