Рецензия на книгу
A Moveable Feast
Ernest Hemingway
Аноним24 августа 2017 г.Два товарища
«Праздник, который всегда с тобой» — незавершённый автобиографический роман Хэмингуэя, опубликованный уже после его смерти. «Праздник», как и «Фиеста», которую я прочёл до этого, посвящён парижскому периоду жизни Хэма, его взаимоотношениям с друзьями и близкими. В этих произведениях также затрагиваются и «фирменные» темы Хемингуэя (путешествия, рыбалка, коррида, бокс), в которых он хорош, как никто другой.
«Праздник» — роман о Париже, о «потерянном поколении», о начинающем писателе Хемингуэе и его жене Хэдли, но в большей степени это также книга воспоминаний о Фрэнсисе Скотте Фицджеральде. Фицджеральд — талантливый американский писатель, близкий друг (и собутыльник) Хэмингуэя, личность незаурядная. Как и его небезызвестная супруга Зельда, о жизни которой планируется снять два биографических фильма со Скарлетт Йоханссон и Дженнифер Лоуренс в главных ролях.
Хемингуэй — рассказчик прямолинейный и честный, он запросто может сказать нелицеприятные вещи как о тех, кого уже нет в живых (вопреки поговорке «о мёртвых либо хорошо, либо ничего»), так и о тех, кто когда-либо в чём-нибудь помогал ему.
В отличие от Хэма, Скотт пить не умел — быстро пьянел и откалывал разные номера: в одних случаях он назойливо пристаёт к незнакомым людям с неприличными вопросами, в других — вдруг воображает, что умирает от обыкновенной простуды и начинает донимать Хэмингуэя нелепыми просьбами. Но Хэм искренне любит Фицджеральда за его талант, пытается оберегать его от неприятностей и остро переживает то время, когда под влиянием различных обстоятельств Скотт начинает утрачивать свой писательский дар.
Достаточно привести здесь одну только эту цитату: «Талант его был таким же природным, как узор пыльцы на крыльях бабочки. Какое-то время он сознавал это не больше, чем бабочка, и не понял, когда узор стёрся и потускнел». В дни, когда Хемингуэй работал над «Праздником», нечто подобное уже происходило и с ним: в результате электрошоковой терапии он начал терять память и возможность писать...
После «Праздника» передо мной, благодаря Хэму, встала необходимость в более близком знакомстве с творчеством Фицджеральда — до этого читал у него только «Великого Гэтсби» на волне успеха последней экранизации с ДиКаприо.
882