Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
MashaDelfi24 августа 2017 г.Никогда не думала, что поставлю английскому классическому произведению, да еще написанному кем-то из сестер Бронте, такую низкую оценку. Нажимала на две звезды чуть ли не с болью в сердце, а после разговора со знакомыми ощущение это только ухудшилось – многие из них весьма высоко оценили «Грозовой перевал», а некоторые даже называли его чуть ли не лучшим женским романом, который им доводилось прочитать. Да и рецензии на том же лайвлибе, что и говорить, преимущественно лестные и хвалебные. Не поддаться мнению общества было тяжело, тем более что я прекрасно понимаю, за что эта история могла сыскать столько почитателей. Но, тем не менее, мое впечатление от книги из-за этого не изменилось.
Книга начинается с приезда в особняк молодого человека, мистера Локвуда, который в скором времени знакомится с его владельцем, проживающем в соседнем «Грозовом перевале» - Хитклиффом, человеком угрюмым, грубым и необщительном. Он и его небольшая свита в виде ворчащего слуги, невестки и неотесанного помощника Гэртона вызывают у мистера Локвуда много вопросов. Он начинает расспрашивать свою горничную, миссис Дин, о нраве Хитклиффа, а та, в свою очередь, начинает рассказывать гостю историю этого человека. Историю, которую из себя и представляет «Грозовой перевал».
И, знаете, в этом романе Эмили Бронте для меня более чем состоялась как умелый и проницательный писатель. Она не только мастерски ведет повествование от разных действующих лиц, например, мистера Локвуда или служанки Эллен Дин, и передает речь каждого персонажа по-особенному, в зависимости от его статуса, образования и характера, но и подает все созданные образы настолько ярко и живо, что не верить ей попросту не получается. И, возможно, именно этот факт сыграл решающую роль в моем восприятии «Грозового перевала».
А дело в том, что, несмотря на приятный слог, атмосферные локации и довольно интересный сюжет, я упорно не могла наслаждаться произведением. Просто потому, что практически все герои меня раздражали, пугали и отвращали всем своим существованием. Понятно, что по задумке автора персонажи и должны были быть отрицательными, но такого эффекта я, признаюсь честно, совершенно не ожидала. Обычно в книгах мне нравится следить за не самыми идеальными героями, но в «Грозовом перевале» я упорно не могла сосредоточиться на истории из-за эмоций. Более того, каждый раз, когда в списке персонажей было «минус один», я радовалась, как ребенок, потому что многие их действия вводили меня в такой ужасающий ступор, что не передам словами. Например, когда Хиндли (кажется, это был именно он), пытался разжать зубы служанки ножом. Или когда Хитклифф ради осуществления своей затеи с получением второго поместья запер двух безоружных женщин в подвале и не выпускал, пока не добился желаемого измором. А постоянные истерики Кэтрин, которая вышла замуж, чтобы позлить человека, которого она якобы любила?
Вот правда, из всех героев меня не раздражал разве что Эдгар Линтон, которого мне было невероятно жалко до самого конца. Ну зачем, зачем ты просто вышел из своего поместья и связался с этими людьми из «Грозового перевала»? Его жена, Кэтрин, представлялась мне самовлюбленной истеричкой, у которой эгоизм дошел уже до какой-то крайней степени «умру, но заставлю остальных сожалеть о том, что они любили меня не так сильно». Старший брат Кэтрин, сумасшедший пьяница, тоже не располагал к себе. Собственно, как и младший, который вырос грубым и жестоким человеком, несмотря на доброту, скрытую чересчур глубоко в душе. Поначалу мне нравилась служанка, миссис Дин, которая на фоне семьи Эрншо долгое время казалась добреньким и заботливым ангелом, но ее странное участие в дальнейшей судьбе героев все же заставило меня усомниться – очень многое эта женщина могла предотвратить и остановить, но из-за какой-то своей слабости она, почему-то, позволила событиям развиваться без ее вмешательства. Неоднозначное мнение у меня было и о мисс Кэти, чья безграничная любовь к отцу определенно подкупала. А вот жених ее, Линтон, при первом же своем появлении умудрился настроить меня против себя. Слабый, немощный, он вырос эгоистом и нытиком, неспособным думать о благополучии кого-либо, кроме себя самого. Ну как, как такие люди могут вызвать интерес или сопереживание?
Вершина этого хит-парада занимает, конечно, Хитклифф. Человек, которого я на месте соседей уже давно бы, наверное, застрелила – ни за что бы не захотела жить под боком с таким чудовищем, думающем только о себе. Понятно, что виной такому характеру, наверное, в основном судьба персонажа и его непростое детство – как мы все знаем, Хитклиффа в юном возрасте подобрал отец Кэтрин, буквально спасший мальчика от голода, холода и жизни на улице. И чем же тот отплатил ему и его семье за такое великодушие? Хитклифф вырос грубым, злым человеком, мысли которого буквально пропитаны ненавистью. За всем этим ореолом у меня даже не получилось разглядеть его великую и роковую любовь к Кэтрин, о которой писали в аннотации. А их линия на меня и вовсе не произвела впечатления: эти двое не только не смогли построить собственного счастья из-за своих характеров, но еще и разрушили жизни всем окружающим.
После потери «возлюбленной» Хитклифф продолжал утолять собственную жадность и причинять окружающим вред. У меня даже сложилось впечатление, что подобное доставляло ему удовольствие, даже после того, как необходимость быть жестоким уже отпала – месть вроде бы свершилась, имение и капитал получены. Не буду перечислять все эпитеты, которыми мне так хочется наградить этого персонажа, но думаю, и без того понятно, что кроме негатива по отношению к Хитклиффу я ничего и не испытывала. Да, этот образ яркий, сильный и запоминающийся, но совершенно неприятный и раздражающий для меня.
На протяжении почти всего чтения меня не покидало ощущение, что с каждой новой страницей я все больше погружаюсь в глубокое гнилое болото, из которого нельзя выбраться. А после завершения книги еще долго хотелось умыться или сполоснуть руки, настолько мне было мерзко от «общения» с этими героями. Финал, кстати, мне относительно понравился – ничего хорошего большинству героев я, в принципе, и не желала. А те, кто в конечном итоге обрел свое счастье, еще не факт, что долго удержат его.Словом, такое обилие противных мне образов так и не позволило в полной мере насладиться книгой. Возможно, я ее не поняла. Или, возможно, осудила слишком предвзято. Но, так или иначе, созданные Эмили Бронте герои сделали свое дело. А мне только остается пожалеть, что именно таким романом я закончила свой первый тур в «Игре в классики».
11149