Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Иду на грозу

Даниил Гранин

  • Аватар пользователя
    Аноним24 августа 2017 г.

    Яркий оттепельный текст. Роман написан очень богатым языком, структура сложная, калейдоскопическая, но при этом не теряющая связности и некоторой даже стройности. Но с точки зрения содержания проза эта выглядит настоящим музейным экспонатом.

    Автор рассказывает нам о научном поиске, который в начале 60-х многим казался новым фронтиром, передним краем эпохи. Через него он преломляет и принципиальность, и циничность, и глупость, и любовь. Вероятно, все это есть и у современных ученых, но условия игры настолько изменились, сама наука настолько ушла из общественного внимания, оказавшись маленькой маргинальной сферой, о которой вспоминают только ради шуток о британских ученых, что ей-богу удивительно, что когда-то это было совсем не так.

    Сама эта проблематика настолько советская, из другой эпохи, когда разумное переустройство жизни казалось возможным, когда в чести были масштабные, планетарные проекты, некоторые из которых даже реализовывались. Это все уже чуждо и порой дико в нашу эпоху совсем других ориентиров.

    Автор виртуозно выписал характеры. Его герои сложны, многомерны, предают, оступаются, вновь поднимаются, делают некрасивые вещи, осознают. Только консерваторы и приспособленцы более-менее одномерны, но, вероятно, они всегда такие. Но странно думать, что все, о чем думали и мечтали эти люди, все их порывы и желания – все это стало ничем, исчезло, истаяло.

    В тексте очень много оттепели (поданной нормально, без истерики). XX съезд, 37-год, статья Сталина о языкознании, есть даже осуждение антисемитизма одного ученого-чиновника – все эти маркеры вплетены зачем-то в роман (хотя они столь эпизодичны, что особо и не нужны в этой трагедии характеров). Но автору они казались важными признаками эпохи, вроде бы продемонстрировавшей, что у советской власти есть еще потенциал и без культа личности.

    Но все это только фон, пожалуй. Главный тут – Крылов, который из тюфяка становится человеком. Хотя лично мне был более интересен именно этот исчезнувший мир начала 1960-х, эти кипучие Москва и Ленинград, мир неоновых вывесок, молодежных кафе и веры в прогресс.

    39
    1,5K