Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 15 томах. Том 9

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним19 августа 2017 г.

    Умение управлять случайностями.

    Что можно рассказать о книге, чье название у всех на слуху, экранизации смотрены-пересмотрены и с сюжетом знаком почти каждый? Разве только – читайте, если еще не читали, перечитывайте, смотрите и получайте удовольствие.

    Не знаю, каким провидением, но на летних каникулах между 6 и 7 классами (или 7 и 8), когда я заглатывала томики Дюма один за другим, то ли закончились каникулы, то ли куда-то делся нужный том, то ли и то и другое, но с «Графом Монте-Кристо» до этих времен не приходилось сталкиваться. Ни в каком виде – ни в кинематографическом, ни в литературном. Разве что не так давно я прослушала запись чудесного одноименного мюзикла, о сюжете этого мюзикла пришлось узнавать из очень краткого пересказа из Википедии.

    Итак, напевая «Я всегда иду к тебе…» я почему-то готовилась к мрачной тяжелой истории с исковерканными судьбами, разбитыми мечтами и вечными тяготами. Что ж, этого добра там навалом, но приятный теплый свет со страниц книги, искренние слезы радости уже из моих глаз неожиданно превращали историю в нечто чудесное, о чем я вкратце и без пересказа основных событий ниже расскажу:

    Дальше...

    Алчность. Говорят, все беды из-за денег. А если зреть в корень, то из-за зависти, алчности и жажды быстрой наживы любой ценой. В романе есть как фанатично алчные персонажи (Карконта), так и те, кто добавил хитрости/подлости, чтобы добиться положения в обществе (Данглар, Фернан), и даже те, кто при явном преобладании добродетели дрожал при мысли о богатстве (да хоть наш славный Дантес, например). Именно на жадности искусно манипулирует граф, именно заволакивающие пеленой фантазии о денежных ваннах ядовито подчеркивает автор в своих персонажах.

    Добродетель. Нежная всепрощающая остепенившаяся. Никогда не забуду, как на первых страницах Моррель переживал из-за груза, не сильно заморачиваясь по поводу скончавшегося капитана. И как же я рыдала от счастья, когда он, теряя последнее, благодарил судьбу за спасение команды. Честная порядочная семья, светлые добрые люди. Те, в кого влюбляешься сразу и готов пройти рядом с ними весь путь, лишь бы не пришлось им снова терпеть невзгоды. И пусть даже они второстепенные персонажи, но они – маяк, на который летит наш славный граф, особенно когда черные душонки вокруг него не дремлют. Благодаря таким людям сердце графа не ожесточилось совсем, добро и искренность острее отражаются в нем. Эта история могла бы стать жесткой вендеттой некогда наивного и чистого юноши, но она пронизана изяществом и любовью, где само возмездие и провидение служит не только карателем, но и ангелом-хранителем.

    Сарказм. Патриотический сарказм – довольно забавно звучат ремарки о самой худшей в мире итальянской кухне или об абсолютно неумеющих одеваться итальянцах. Классовый сарказм – «признал бы его за истинного джентльмена, если бы тот не был так умен». Ну а диалоги с двойным дном можно цитировать целиком.

    Причуды того времени. Что итальянский театр, что французский не очень-то были благосклонны к артистам. Итальянский театр больше напоминал балаган, там поощрялось хождение и общение, а во французском прийти раньше второго акта вообще считалось моветоном. Я очень рада, что теперь места для тусовок – это одно, а театр – другое, и зрители и артисты могут рассчитывать на тишину или ее подобие.

    Актуальность. Прописанные персонажи поражают своей реалистичностью. Взять хоть, например, Данглара. Типичный портрет современного человека, прихвастнуть, построить из себя важную шишку, окружить себя поддельной, но боХатой безвкусицей, самодовольный лицемер с дешевыми приемчиками из напыщенных фраз, надменных оценок, что очень эффективно действует на таких же из его окружения, то есть весьма эффективно, но, конечно, не обманет никого с таким наметанным глазом как у графа.

    Граф. Граф великолепен. Оторваться невозможно. Даже не заметила как дочитала второй том.

    К сожалению, или к счастью, такая многоходовочка в наши дни невозможна, слишком много внешних факторов, которые нельзя учесть, открытость и доступность информации, средств связи, да и внешние приличия сейчас не соблюдают. Хотя уверена, что для человека, познавшего от и до человеческое сердце, придумать что-нибудь и в наше время тоже не составило бы большого труда. Примечательно, что идею романа Дюма почерпнул из жизни, похожая история случилась в то время, и автор, красочно дополнив сюжет, выдал историю на века. Не совсем согласна с графом, что познать абсолютное счастье можно лишь пережив полное несчастье, но определенно, если в этом несчастии сохранить человечность и честь, то счастье заиграет небывалыми красками. И все же, пусть все будут счастливы без лишений и потерь.

    И не удержусь, немного порассуждаю со спойлерами. Очень часто возникал вопрос «а что было бы, если…». Что было бы, если на том письме не стояло роковое имя, или прокурор был бы на месте? Что если бы Вильфор не поддался темной стороне, что если бы доверился Дантесу, что если бы они вместе хранили тайну, хм… наверно, в последнем случае Вильфор не смог бы нормально спать и все равно как-то навредил нашему герою. А может, не совершив того зла, он бы загубил в себе зачатки подлости, и все сложилось бы иначе, ведь не зря Дюма активно подчеркивал сходства молодых людей на допросе и намекал на благородство Вильфора. А потом страх потерять должность, наметившееся положение, богатую невесту и именитых родственников сделал свое дело. Также известно, что прокурор мог запросто оскорбить невиновных (случай с Бертуччо), но там, спустя 23 года, его жалко больше всех. Как сказал Дюма, десятилетия, проведенные в его должности, сделали его чем-то больше, чем человек или чем-то меньше. Он возомнил себя верным слугой закона. С фанатичностью он отослал баронессу и поставил жене ультиматум. Кажется, он понял потом, что глубоко заблуждался, перед ним за секунды открылась суровая истина, и он осознал свое место и свою роль, и не выдержал этого знания. Раз уж графу суждено было кого-то простить, пусть бы это был Вильфор, хотя, не сойди он с ума, может и вышло бы что. Граф простил Данглара, самого главного злодея, зачинщика своих бед. Это такая гнида, что я не уверена в его раскаянии. Данглар труслив, и страх руководил им, когда он молил о спасении и прощении. Прощении, которое больше требовалось графу, чтобы его сердце не окаменело вконец, чтобы сломать шаблон, который он для себя выбрал, и который причинил больше горя, чем он мог себе представить. А если бы он вернулся с того света с несметными сокровищами и не стал мстить? Был бы он счастлив? Встретил бы он Гайде, подарившую ему этот шанс? Наверно, нет. Муки мщения, сладость мщения, новые страдания переродили его еще раз, добавили к его познаниям души новые эмоции, новые ощущения. Теперь он готов жить, любить, радоваться. И я буду верить, что так оно и было.

    10
    243