Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гарри Поттер и Дары Смерти

Дж. К. Ролинг

  • Аватар пользователя
    Аноним10 января 2011 г.

    Первая мысль, образовавшаяся после того, как увесистый том «Даров смерти» был закрыт: «WTF, что это было ???». Состояние лёгкого обалдения до сих пор не отпускает мою голову, хотя с момента прочтения времени прошло порядочно. Это как если бы ты перегонял свежекупленную дорогую иномарку из автомобильного салона через неделю после получения водительских прав. Машина – закачаешься, но во время пути от салона до дома колбасит так, что мама не горюй.
    Так и последняя книга о Потере. На мой взгляд, роман перенасыщен событиями. Действие мчится вперед каким-то бешеным галопом (или летит стрелой как крылатый фестрал), перед глазами – мозаика – мешанина героев, впечатлений, мрачных семейных секретов, древних легенд, любви и предательства… кусочки паззла в конце концов складываются в какое – то подобие ладной и симпатичной картинки, но ощущение хаоса и сумбура от меня никуда не делось. Все секреты раскрываются разом – в финальных главах. Все основные сюжетообразующие монологи и диалоги персонажей – в финальных главах. Череда смертей ключевых второстепенных фигур – в последних главах. Так и хотелось прикрикнуть: «Тпррру, потише, не гони, родимая!»
    «Дары смерти» подтвердили также моё личное впечатление после прочтения: отсутствие целостности всего цикла. Возможно, так получилось потому, что я прочла все книги разом, без годовалых перерывов, и не отношусь к читателям, которые потихонечку взрослели вместе с героями от книги к книге. Возможно, при другом раскладе мне был бы больше симпатичен этот переход от детской сказки (она еще есть в «Узнике Азкабана», есть!) к подростковому… фэнтези – триллеру ?! Как знать… Но уж получилось так, как получилось, и в дальнейшем те, кто будет читать цикл, априори лишены «объяснения» рваности отсутствием «совместного» взросления с персонажами. Скорее всего, они увидят то, что увидела я. А именно – неровность цикла в целом. Скачки «сказка/не-сказка» резки, страшная судьба ряда ключевых персонажей нокаутирует даже некоторых взрослых подготовленных читателей, в ряде эпизодов акценты смещаются с поразительной топорностью.
    Я ни в коем случае не хочу сказать, что это катастрофически плохо! Более того, это можно отбросить в сторону и вовсю наслаждаться чудесным миром Роулинг… который чудесен, действительно чудесен.
    И все на свете неровности и огрехи не мешают разглядеть потрясающий, трогательный, по-настоящему «взрослый» посыл цикла о приключениях Гарри Поттера.
    В моих руках очутилась странная, неровная, неотточенная, невыверенная – но всё-таки в своём роде замечательная волшебная история о том, как Мальчик, Который Выжил превратился в Мальчика, Который Научился Жить. О том, что любовь – это самое большое человеческое сокровище, от которого падёт любой страшный и всесильный Тёмный Лорд. История, в которую хочется погрузиться и не хочется отпускать. История, которая при любых раскладах имеет право занять достойное место на книжных полках рядом с «Хрониками Нарнии» и «Властелином Колец».

    9
    92