Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Реликт

Линкольн Чайлд, Дуглас Престон

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2017 г.

    На днях я была в берлинском музее Естествознания. Это здесь, а не в Нью-Йорке экспонируется самый большой в мире скелет брахиозавра, который видели мальчики в начале книги. Он внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой из сохранившихся целиком скелетов, а чтобы установить его в зале, потребовалось удалить несколько позвонков - иначе не входил.

    Самая большая в мире коллекция жуков в зале насекомых, самый объемный кусок янтаря в зале минералов, донельзя подробная выставка, посвященная изготовлению чучел, жутковатый коридор, заполненный рыбами и змеями в формалине, совершенно потрясающий зал эволюции и разнообразия видов... Не могу сосчитать, сколько раз я была здесь, каждый раз как первый раз. Так что эта книжка пришлась очень ко времени и ко двору.

    Музей, к слову, представляет собой огромное старинное здание с арками, извилистыми коридорами, массой дверей в самых неожиданных местах. Для посетителей открыто не более 10-12 залов, в остальных помещениях находятся бескрайние хранилища (музею без малого двести лет), лаборатории, помещения для вываривания трупов животных и бог знает что еще. Отнюдь не сложно представить себе, что где-то в подвалах может скрываться и реликтовое чудовище. Или даже не одно...

    На самом деле это типично американская история о случайно пробужденном зле и ничего не подозревающих жертвах. Книга - фактически сценарий к состоявшемуся позже фильму, так она и написана - шаблонно, с кучей штампов, предсказуемо, но небезынтересно.
    Что по-настоящему здорово, поначалу в книге присутствуют элементы производственного романа: можно понаблюдать, как проходят рабочие будни в музее, где люди по-хорошему больны наукой, а посетители - всего лишь досадная для многих ученых неизбежность.

    Итак, производство. Молодая аспирантка трудится над диссертацией, молодой ученый совершенствует свою аналитическую компьютерную программу, журналист собирает материал для книги о музее, попутно пререкаясь с начальницей, а в глубинах здания идет работа по извлечению научного материала. В частности, трупы животных подвергаются химической обработке, вывариваются (не слишком долго!), очищаются от плоти... Об этом я с удовольствием узнала бы побольше, но тут, конечно, пробудилось древнее зло и за убийствами и охотой будни музея отошли на десятый план.

    Несмотря на обилие штампов и стандартное развитие сюжета в стиле какой-нибудь "Мумии" или "Озера страха" в музейных декорациях, единственным минусом книги я считаю ее затянутость. Причем та самая часть, в которой происходит весь экшн, и есть самая растянутая. Всю книгу можно было спокойно сократить вдвое, она бы только выиграла.

    Но потрясающая концовка точно стоила того, чтобы все это прочесть. Самое забавное, что даже спойлер, щедро подаренный мне видевшим фильм мужем ничего не испортил: я в него не поверила. Настолько все это неожиданно. И отдельное уважение вызывают авторы, сумевшие в книге с молодой девушкой и явно одиноким агентом ФБР удержаться от пошлой любовной линии и свадьбы в конце. Для подобной книги это немалое достижение.

    Осталась, правда, пара невыясненных моментов. Во- первых, как существо вообще попало в музей, что там должен был быть за ящик, чтобы в него поместился такой огромный монстр? Как получилось, что существо проявило себя сначала на корабле, а потом через столько лет в музее - оно само себя запечатало обратно в ящик? Там, видимо, должны были быть отверстия для поступления воздуха. Почему это не смутило сотрудников музея, как и внушительные размеры ящика, если привезены были только образцы растений да какие-то небольшие артефакты? Сколько же всего образцов растения былo привезенo, что их хватило так надолго - тонна?

    Резюме: читать для развлечения, особенно накануне похода в музей, при условии, что вы не видели фильм.

    8
    285