Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Острие бритвы

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Monti-Ho14 августа 2017 г.

    И то, и се, и… сбоку «острие»!

    «Я напишу ее для того, чтобы вытряхнуть из головы весь этот материал, а опубликовать хочу потому, что по-настоящему судить о произведении можно, мне кажется, только когда увидишь его напечатанным» (Ларри)

    Новая «встреча» с Моэмом, к сожалению, не стала событием, а стала недоразумением,… моим. Роман закончен, с героями рассталась легко, потому что и не привязалась к ним особенно, потому что и не тронул кто-то меня по человечески, не поразил мое читательское воображение, даже этот непредсказуемый и оригинальный Ларри со своими поисками себя… И все бы можно было спокойно отправить в списки прочитанного с добросовестной «галочкой», но… Покоя не давало название…Хотя, …ведь эта книга Моэма вполне оправдала то собственное ощущение автора, которым он делится по поводу этого произведения:


    «Да и романом я называю эту книгу только потому, что не знаю, как иначе ее назвать. Сюжет ее беден, и она не кончается ни смертью, ни свадьбой».

    В начале сюжет еще обещает какую-то интригу, ведь завязка есть – двое молодых, влюбленных, у которых впереди вся жизнь, столько возможностей... Потом где-то в середине сюжет будто начинает «разваливаться» - герои после определенной стадии выбора идут по своим дорогам судьбы. Автор периодически, волею обстоятельств, встречается с ними и рассказывает, в стиле дорожной истории, как далее складывалась жизнь каждого персонажа: куда они по жизни «забрели» - как изменилась их жизнь, как они изменились, какое личное развитие прошли – так называемый «путь ко спасению». Хотя, меня не оставляет ощущение, что автор выбрал это название с эпиграфом из «Катхи Упанишад» с некоторым сарказмом… Как отмечает автор в книге, его более занимает судьба одного из героев – Ларри, который представлен как неординарный человек ищущий свой смысл жизни… Но и этот нетипичный герой показался неинтересным, хотя тут было много приключений: шахтерские копи, скитания по городам и селам, новые знакомства, жизнь в монастыре, путешествие в Индию, и постоянное изучение разных наук и литературы… Его метания по жизни и повороты судьбы, мысли, откровения, которыми он делится с автором повествования, все же не тронули, не впечатлили, а скорее оставили чувство недоумения от незавершенности его пути, отсутствия какого-либо логического результата духовных исканий… Кроме удивительного Ларри, в романе есть интересные персонажи – Эллиот Темплтон, Сюзанна Рувье, Софи, но все же осталось ощущение, что герои с их жизненными перепетиями просто «прошли» в романе, словно экспонаты некоей галереи человеческих портретов… Единственный герой, который произвел на меня впечатление, это Эллиот Темплтон. Хотя он как бы и не совсем главный, но зато он самый цельный, «живой», колоритный, определенный тип уходящей эпохи, «произведение» светского общества! И к нему чувствуешь симпатию и даже жалость в момент его ухода из жизни… В нем как-то отражалась бурная жизнь, энергия созидания и достижения, хотя, конечно, очень своеобразная…


    «Я часто спрашивал себя, в чем причина снобизма, которым был одержим этот человек, такой неглупый, образованный и добрый. Он не был безродным выскочкой. Отец его был ректором университета в одном из южных штатов, дед — вполне почтенным доктором богословия. У Эллиота хватало ума понять, что многие принимали его приглашения только ради того, чтобы бесплатно пообедать, что среди них есть и тупицы, и ничтожества. Но блеск их громких титулов затмевал в его глазах любые их недостатки. Я могу только догадываться, что тесное общение с этими родовитыми господами и верная служба их дамам вселяли в него непреходящее чувство одержанной победы и что за всем этим крылась страстная романтическая натура… Ему, наверное, казалось, что в обществе таких людей он сам живет в каком-то великолепном, доблестном прошлом. …Вот таким человеком был Эллиот Темплтон»

    И все бы ничего, если бы не это название, которое долго вызывало ощущение, что я не смогла постичь «тот» самый смысл, который автор вложил во всю эту историю. Ведь не зря он так подробно передал рассказ Ларри о его постижении древнеиндийского учения Веданты, не зря привел эпиграф из Упанишад. Да, да, это все о поиске своего пути, о совершенстве.


    «Меня особенно пленяет мысль, что постигнуть Реальность можно с помощью знания. В более поздние эпохи индийские мудрецы, снисходя к человеческой слабости, допускали, что спасения можно достигнуть также через любовь и добрые дела, но они никогда не отрицали, что самый достойный, хоть и самый трудный путь — это путь познания, потому что орудие его — самое драгоценное, чем обладает человек, — разум».

    Видимо, это и объясняет, что судьбы некоторых своих героев автор предлагает рассмотреть через призму этих рассуждений – «спасение» через любовь, и добрые дела, и для кого-то через путь познания?
    Многодневные размышления привели к подозрению, что возможно (?) Моэм увидел в Ларри некий западно-европейско-американский образ Будды, который добровольно отказался от всех материальных радостей для счастья познания совершенства и слияния с Абсолютом? Но это тоже выглядит как-то слишком искусственно и нереально.
    В общем, как ни пыталась я найти точку «крепления» этого «острия» к этому произведению, так и не получилось у меня ничего приличного. Все время меня преследовало ощущение, что это какая-то насмешка автора над читателями. Потому что в моем восприятии история осталась сама по себе – может и не очень захватывающая, но сносная.. А название – само по себе . И смысл названия ускользал от меня, и даже вспомнилась сова с потерявшимся ослиным хвостиком, который она пыталась рассмотреть как очень полезный предмет, из сказки про Винни-Пуха.


    «- Красивый шнурок, правда? - сказала Сова.
    Пух кивнул.
    • Он мне что-то напоминает, - сказал он, - но я не могу вспомнить что. Где ты его взяла?»


    И вот, в конце концов, я предположила, что автор написал роман, а потом как-то так, придумал название, которое весьма, на мой взгляд, претенциозно, и сам роман до него не дотягивает. Одним словом – нет гармонии, нет связи. Один «хвостик»! Но есть интрига, чем видимо, и запомнится мне эта встреча с Моэмом.


    « — Меня не удивляет, что вы не понимаете Ларри, — сказал я, — потому что он, как мне кажется, сам себя не понимает. Если он избегает говорить о своей цели в жизни, так это, возможно, потому, что ясной цели у него и нет. Правда, я его почти не знаю и это только догадки, но что, если он сам не знает, чего ищет, и даже не уверен, есть ли чего искать?»
    12
    139