Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Night Circus

Erin Morgenstern

  • Аватар пользователя
    Аноним13 августа 2017 г.

    Помните ту атмосферу, которая была в Гарри Поттере в первом фильме? Шоколадные лягушки? Лодки, что плывут сами по себе к сияющему огнями замку? Самонакрывающиеся столы со всеми мыслимыми и немыслимыми лакомствами: ароматные вишневые пироги со взбитыми сливками, яблоки в карамели, пряный пунш с палочками корицы? Невероятно высокий потолок, то затуманенный, то похожий на звездное небо? Лестницы, что движутся сами по себе и меняют направление, как им вздумается? Помните ветерок от трепещущих крылышек заветного снитча? Помните вкус сливочного пива? Помните снопы искр, которые волшебные палочки высекают из горячего плотного воздуха?

    Если вы это помните, значит, вы знаете, что такое волшебство. Вы знаете, какое оно на вкус, вы можете безошибочно учуять его в любой книге. А эта книга просто от обложки до обложки, от форзаца до форзаца, от строчки до строчки полна волшебством. Оно черными буквами разливается по ее страницам, заполняет белые листы и ваше воображение. Вы открываете ее, и чародейство серебристой пылью летит вам в лицо, заставляя забыть обо всех делах.

    Вы погружаетесь в удивительный мир Le Cirque des Rêves – Цирка Сновидений.

    Цирк в этой книге – и декорация, и одно из главных действующих лиц. Ленты дорожек завиваются и сворачиваются в уютные спирали между шатрами в черно-белую полоску. Под каждым шатром – настоящее чудо: Старгейзер, Озеро слез, Облачный лабиринт, Зеркальный коридор, Прорицательница, Дерево желаний, Ледяной сад… В воздухе смешиваются запахи карамельного попкорна, дыма и коричных рулетиков. Наряды артистов – все в черно-белой гамме. Белый шелк, по которому расползаются черные строчки любовных писем, серебряные маски, рассыпающиеся волосы иллюзионистки цвета воронова крыла… Этот мир ничем не напоминает блеклую фотографию. Нет, он живой, он яркий, он пульсирующий.

    Основная сюжетная линия достаточно драматична: два ребенка, две невинные души – Селия и Марко – с раннего детства оказываются вовлечены в игры двух честолюбивых волшебников. Дети обладают незаурядными способностями к чародейству, и потому становятся орудиями в битве амбиций. Они не знают ни любви, ни заботы, ни даже жалости своих наставников. Только бесконечное оттачивание мастерства и жестокие тренировки. Они становятся участниками Состязания – соперниками, каждый из которых должен превзойти противника в магическом искусстве. Ареной для их борьбы становится удивительный ночной цирк «Le Cirque des Rêves». Они – словно две одинокие фигуры на шахматной доске в декорациях из черного, белого и серого бархата. Помимо истории Селии и Марко, в другом временном пласте перед читателем разворачивается история Бейли и близнецов Мюррей, и в конце концов два временных ручейка сливаются в один бурный поток.

    Я хочу заметить, что в этой книге вы не найдете долгого копания в характере главных героев. Не найдете бесконечной рефлексии. Не найдете сложного психологизма. Автор обрисует характеры Селии и Марко, наделит их парой основополагающих качеств, расскажет их истории – но не более того. Дальше герои заживут будто бы сами по себе, и каждому читателю самому предстоит разобраться в деталях. И я вовсе не считаю это недостатком книги – наоборот, цирк становится оформлением для истории Селии и Марко, а сами Селия и Марко как бы обрамляют историю цирка.

    Очаровательны, трагичны, удивительны, печальны истории второстепенных персонажей: Изобель, герра Тиссена и его сновидцев, господина Чандреша, мистера Барриса, сестер Берджес, Тсукико, тетушки Падвы. Их невозможно не любить. Они не картонные, не шаблонные и не введены только чтобы добавить реплик. Каждый из второстепенных героев раскрывается, как цветок под солнцем. Каждый обладает уникальным набором личных качеств.

    Цирк, изначально созданный как плацдарм для сражения могущественных чародеев, со временем все больше и больше напоминает дитя их любви, любовную переписку между двумя героями, которая растягивается на годы. Он растет, шатры множатся, чудеса становятся все чудесатее, и вот уже цирк – полноправный герой книги, вот он уже живет, дышит. И за одно только это, а также за рассыпанные серебристые блестки, за страницы книг, что сами сворачиваются в бумажных голубей и взмывают ввысь, за крошечные чайные чашечки, что разлетаются на тысячу осколков, а затем снова становятся целыми и невредимыми, будто и не разбивались никогда, – за все это Эрин Моргенштерн следует сказать спасибо.

    Автор предлагает вниманию читателя огромное количество контрастов и параллельных прямых: Селия и Марко, Гектор и Александр, черное и белое, огонь и вода, сон и реальность, любовь взаимная и любовь неразделенная, отношения между Поппет и Виджетом и отношения между Бейли и Каролиной.

    В книге практически нет экшена. Рассказ течет легко, но растягивается на годы. За сияющими огнями Цирка Сновидений слишком сложно разглядеть ход повествования, но это и не нужно, в общем-то. Простить можно многое: некоторую скомканность финала (который все равно красив, как бывает красивым дождливый день), периодическое отсутствие объяснений. Автор предлагает вам самостоятельно раздвинуть границы написанного и вложить тот смысл, который видите лично вы.

    Главное – атмосфера. Декорации. А из интересного тут не только сам цирк, но еще и время действия – Викторианская Англия. Так что да, шляпки, веера, кружево и все это присыпано блестками и бумажной стружкой. Сочетание совершенно невероятное.

    Итог: ну не могу я быть объективной! Я прониклась атмосферой, попала под очарование цирка и никак не могу разочароваться обратно. Да и не хочу. Наоборот, хочу как можно дольше находиться под этими чарами. Пытаться разъединить сон и реальность в этой книге – занятие совершенно бесполезное. Не зря же Цирк Сновидений называется Цирком Сновидений. Нужно просто расслабиться и позволить себе видеть сны. Bons Rêves!

    2
    102