Рецензия на книгу
Сон №9
Дэвид Митчелл
Аноним9 января 2011 г.Не вполне уверен, насколько корректным и адекватным является сравнение Дэвида Митчелла с Харуки Мураками, но в чем-то они очень схожи. И в первую очередь это - некое алхимическое построение текста, где главный герой вроде бы и в фокусе читательского внимания, но все события происходят независимо от него, сплетая вокруг 20-летнего парня зыбкую реальность "другой", теневой стороны мегаполиса. С одной стороны очень похоже на квест - многие факты постепенно заполняют некую мозаику, в то время как развитие сюжета в основном происходит через случайности, совпадения и прочие каверзы фортуны. Опять же, плавность и неспешность повествования втягивает: на первый взгляд все просто - и молодой человек с растрепанными мыслями прибыл в Токио с милой и наивной целью найти своего отца (в меру трагичный семейный бекграунд присутствует). Но за всем этим автор явно прячет суровые метафизические похождения протагониста во время этих поисков: тут и воззвания к Богу грома, и Джон Леннон как черт из табакерки появляется, и проблемы жизни Токийского криминального андерграунда. Герой блуждает в собственных снах и мыслях, чужих письмах и мемуарах и во всем этом почему-то тщится найти своего отца как некую переломную точку своей биографии. Тем не менее автору удалось найти баланс между рефлексиями и динамикой - и вышла дивная история еще одной заблудшей души в большом городе.
Отдельно следует выделить внесюжетные вставки - особенно сказки про Козла-Сочинителя - вот тот изюм, который делает книгу еще лучше. Кроме того, японскую туманность и легкую мистичность разбавляют "европейские" вещи: и мафиозные разборки, и хакеры-вирусы, и игра в карты в духе "русской рулетки". В итоге книга оправдала свое название - читается и воспринимается, как игривый сон, где урбанистика и технология мешается с ненавязчивой философией.Девятый сон начинается всякий раз, когда что-нибудь заканчивается.
1235