Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поющие в терновнике

Колин Маккалоу

  • Аватар пользователя
    Аноним12 августа 2017 г.

    (Возможны спойлеры.)

    Прежде всего, я как-то не согласна, что "Поющие в терновнике" - любовный роман, поднятый на уровень классической литературы. Как по мне, это такой же жизненный, психологический, любое подобное определение, роман, как и многие произведения классики: история нескольких персонажей условно от начала до конца, печали и горести, семья и любовь, а как же без неё. То есть она вписана в историю, но не является самым главным и смыслообразующим. Помимо любви, у Мэгги (и Джастины позже) было много чего ещё, так что...
    Странная вещь случилась у меня с этим романом. Он довольно большой, и героев там немало - одних Клири сколько, - но почти никто из них не вызвал живого интереса. Так, чтобы сочувствовать ему, болеть за него всей душой или хотя бы ожидать развязки его истории с искренним любопытством. Из таких, пожалуй, только Фрэнк и Джастина, но Фрэнка очень быстро упрятали в тюрьму, а Джастины было слишком мало, да и её история кончилась очень банальным замужеством - жаль. Был ещё Стюарт, но и его судьба не слишком радужна. О Дэне и говорить нечего - не успела я проникнуться этим славным мальчиком, как он исчез со сцены.
    Что касается главных героев - Мэгги и Ральфа - и отношений между ними... Наверное, меня должна восхищать любовь, прошедшая через столько лет, столько пережившая и оставшаяся любовью, но как-то не восхищает. Ральф, безусловно, неплохой человек, и его приверженность церкви была бы вполне понятна, если бы по началу не создалось ясное впечатление, что Ральфу нужны не церковь и Бог в общем-то, а деньги, слава, положение в обществе. Вот на это он променял любимую женщину - извините, не восхищаюсь и даже не сочувствую. Было жаль Мэгги, которая до самого конца не могла понять, что же такое мужчины находят в Боге, ради чего же они отказываются от настоящих чувств к живым людям на земле. Я недоумеваю вместе с ней. Вот эта идея, пожалуй, меня действительно зацепила. Она и в Ральфе, и в Дэне задаёт вопрос: ну почему, почему нужно жертвовать своей и без того краткой земной жизнью ради... эфемерного нечто-ничто.
    Вторая любовная линия - у Джастины с Лионом. И здесь уже гораздо, гораздо больше интереса и местами уважения-восхищения. Мне нравится Джастина - хотя многие зовут её истеричкой, максималисткой, бунтаркой в плохом смысле слова и т.д. Мне нравится в ней именно бунтарство, желание жить по-своему и, главное, понимание, что вовсе не обязательно следовать проторенным матерью и легионом других женщин путём - можно быть независимой, смелой, яркой, слегка безумной. Замечательная девочка, и её отношения с Лионом тоже нетипичны - надеюсь, в замужестве она всё-таки не потеряет себя. Джастина чуть ли не с рождения стояла особняком в семье - сияющая звезда, слепящая искра, - и пусть она останется верна себе на всю жизнь.
    Остальные герои, как и Мэгги с Ральфом, вызвали либо смешанные чувства, либо почти никаких. Терпимость Фионы - терпимость через край, покорность воле мужчины - вызывала почти отвращение, хоть я и понимаю, что ждать от женщин в ту пору большего глупо, отношение к дочери злило, но чем старше - и мудрее - Фиа становилась, тем больше мне нравилась. Люк - отвратителен, о нём не стоит даже говорить. Братья Мэгги не особенно зацепили, разве что Пэтси и Джимс с их трогательной близнецовой привязанностью. Дэн... ох, Дэн, как жаль, что ему выпало так мало лет и страниц в книге.
    И я всё-таки повторю - не согласна, что "Поющие в терновнике" именно про любовь. Они про жизнь. Про войну, страшную и беспощадную, которая опустошает сердца. Про семью, в которой столько разных людей - и должны как-то ладить, жить под одной крышей, решать свои разногласия. Про Рим, Лондон, Австралию, про разные места и нравы. Про Дрохеду - дом для трёх поколений семьи Клири - с её выгонами, овцами, утомительным трудом, выжженной солнцем землёй, со всеми радостями и печалями, которые она видела. Про людей - священников и землевладельцев, детей и взрослых, мужчин и женщин. Это роман о многом, он написан очень славно (спасибо за перевод неподражаемой Норе Галь) и читается легко, хотя местами, признаюсь, нудновато. Прекрасное и полновесное полотно жизни встаёт перед глазами, когда читаешь, этот мир становится и твоим миром - что ж, уже достаточно, чтобы назвать книгу хорошей. "Поющие в терновнике" не совсем оправдали мои ожидания, любимой книгой не станут, но запомнятся - точно.

    4
    151