Рецензия на книгу
Mrs. Dalloway
Virginia Woolf
Аноним12 августа 2017 г.Миссис Дэллоуэй
Работы Вирджинии Вульф считаются классическими произведениями, в которых применяется метод «потока сознания». Знакомый с подобной литературой по «Звуку и ярости» Фолкнера и «Улиссу» Джойса, перед чтением «Миссис Дэллоуэй» я настраивался на серьёзный лад, ожидая чего-то сложного, подстать перечисленным работам. Ожидало же меня, в некотором роде, разочарование, потому что особой сложности и замысловатости в романе Вирджини Вульф нет. Но, возможно, в этом самый большой плюс «Миссис Дэллоуэй» и вообще прозы Вирджинии Вульф. В том, что поток сознания – прост и может быть приятен и понятен неискушенному читателю. Фолкнер опрокидывает на читателя сознание умственно отсталого мужчины и говорит, мол попробуй разгадать что происходит. Вирджиния Вульф в противовес ведёт чинную и неторопливую беседу. Джойс выбрасывает читателя в шторм без спасательного жилета, Вирджиния Вульф приглашает читателя в приятную прогулку на большой лодке, в которой совершенно безопасно. Это не претензия, но меня это несколько разочаровало и повлияло отрицательно на моё впечатление от книги. Если Фолкнер или Джойс изображают поток одного героя, то Вульф перескакивает с одного на другого, тем самым не оставляя загадки и тайны. Все как на ладони, ты ничего не упустишь, все поймёшь конкретно. Вирджиния Вульф, как мне кажется, пошла по лёгкому пути – понимания и приятия её романа у читателя, полагая его за простака.
«Миссис Дэллоуэй» - занятное чтиво, к тому же оно затрагивает «острые темы» послевоенного Одиночества, сумасшествия, распада и разлада в жизни общества и человека. При этом автор играет контрастами, изображая времена беззаботной юности, которая тут и там всплывает в мыслях персонажей, и в тоже время современное упадничество престарелых героев. Всё это выглядит очень занимательно, если обрисовать в двух словах и смотреть со стороны, но на деле меня это не сильно впечатлило.
Один персонаж всё же прекрасен в этом романе. Септимус Уоррен Смит – ветеран войны, помешан, безразличен и морально мёртв. Он ничего не чувствует после того, как побывал на войне и это его ужасает. Всё ему неинтересно и отвратительно и пелена спала с глаз.
Здесь он снова раскрыл Шекспира. Мальчишество, обморочное опьянение словами – «Антоний и Клеопатра» - безвозвратно прошло. Как ненавидел Шекспир человечество, которое наряжается, плодит детей, оскверняет уста и чрево! Наконец-то Септимус понял, что скрыто за прелестью слов. Тайный сигнал, передаваемый из рода в род, - ненависть, отвращение, отчаяние. Таков Данте. Таков же Эсхил.Он напомнил мне, по своему внутреннему крику, персонажа Майкла Питта в сериале «Подпольная империя», который является одним из самых тонких персонажей и одним из моих любимых киногероев. Мир Септимуса треснул из-за войны, а точнее из-за смерти его друга, подорвавшегося на мине, и того, что он ничего не почувствовал по этому поводу. Септимус врывается в чинное повествование, в дом «Миссис Дэллоуэй» и опрокидывает её роскошный ужин. Остальные же герои, в том числе сама Кларисса Дэллоуэй, её поклонник Питер Уолш, сильно не заинтересовали.
Буквально сразу после прочтения романа посмотрел фильм «Часы» Стивена Долдри, который является аллюзией на «Миссис Дэллоуэй» и в котором показан, в том числе, и один день из жизни Вирджинии Вульф, которая занята работой над этим романом. Самое интересное, что и фильм и книга по своей ритмике и настрою во многом перекликаются. Один день из жизни женщин, которые несчастны и хотят умереть. Из фильма следует, что Вульф планировала убить главную героиню - Клариссу, но передумала и, собственно, для убийства ввела другого персонажа. И именно этот-то персонаж мне больше остальных и понравился. Как-то неловко от осознания, что он введён лишь для того, чтобы остальные, а особенно Кларисса Дэллоуэй, осознали острую потребность в жизни и жили. Фильм же, как и книга, сильного впечатления не произвёл. Причина этого, возможно, заключена в том, что и «Часы», и «Миссис Дэллоуэй» очень «женственны», «для женщин». В них поднимаются проблемы женщин, сугубо женского отчаяния, боли и безысходности (все остальные проблемы лишь фон и второстепенны, в том числе и персонаж Септимуса Уоррена Смита). Правда, я глубоко убеждён, что хороший автор может заставить сопереживать чему угодно, даже совершенно чуждым вещам, в том числе геям-ковбоям на какой-то там горе.
10336