Рецензия на книгу
The Son
Philipp Meyer
Аноним10 августа 2017 г.Почти хорошо, беспощадно и зрелищно, или Все новое – это хорошо забытое старое
Строго говоря, вариантов всего два. Либо книга несколько переоценена, либо немаленький читательский опыт так и не научил меня разбираться в литературе. Я склоняюсь ко второму варианту, так как вижу в «Сыне» изрядное количество недостатков и практически не вижу тех достоинств, за которые отечественные критики и читатели дружно похвалили Майера. Да, неплохо, почти хорошо, беспощадно и зрелищно, но ни разу не Фолкнер, не Стейнбек, не Толстой и не Драйзер. И даже не Франзен. Давайте не будем.
«Сын» - американская семейная сага. Действие романа происходит в Техасе и охватывает более 150 лет. Повествование ведется в основном от лица трех героев: Илая Маккаллоу, его сына Питера и Джинн Маккаллоу, внучки Питера и соответственно правнучки Илая. Под конец подключается еще один голос. Майер использует параллельные сюжеты в трех разных временных отрезках: 1849-1881, 1917 и 1930-2012. Илая Маккаллоу в возрасте тринадцати лет похищают индейцы, предварительно спалив дом и изнасиловав и убив его мать и сестру. Питер, белая ворона в собственной семье, вынужден жить в условиях жестокой действительности, хотя всеми фибрами души восстает против негласной и постоянной войны с соседями-мексиканцами. Джинн, мужик в юбке, получив в наследство огромные территории земли вместе с немаленькими долгами и ежегодными убытками, берет дело в свои руки и становится одной из богатейших людей своего времени.
Плюсы романа.
Тема индейцев. Став в 19 веке чрезвычайно популярной (и актуальной), эта тема уже давно ушла на задний план. У современных писателей практически не найдешь упоминание индейцев, не говоря о таком подробном описании их быта и традиций. Действительно привлекательно. Действительно работает. Афроамериканцы давно обрели свой голос в литературе, а вот за индейцев говорить некому. С такой-то популяцией выживших неудивительно. В детстве и юношестве тема индейцев обошла меня стороной. Мне это было совершенно не интересно, только на уровне построения вигвама посреди зала или в огороде и издавания как будто индейских звуков. Читать теперь Майн Рида и Купера, откровенно приключенческих писателей, желания ноль. Зато вот так, в семейной саге у современного автора, который, говорят, для полного погружения чуть ли сам не ел сырое мясо и не пил кровь животных, пожалуйста и дайте еще. Хотя, возможно, получилось слишком откровенно и местами слишком жестоко для сегодняшней семейной саги.Отстраненность автора в теме войны с индейцами, а в дальнейшем - с мексиканцами. Сложно, принадлежа к одной стороне воюющих, не звучать пристрастно. Майер не техасец (возможно, в этом все и дело), но ведь он белый американец. Читателю никогда не станет понятно, на чьей стороне автор. Он летописец, рассказчик. Его героям бывает жалко своих нерадивых белых собратьев или мексиканских соседей, однако жалко скорее по-человечески, нежели как представителей одной с ними расы, культуры, земли. Кровавых подробностей хватает на всех. Таковы были законы времени. И голос Майера ни разу не дрогнул.
Минусы.
Много действия, мало чувств.
Если что, я всеми руками и ногами за то, что не слова, а поступки показывают характер человека. В жизни. Не в литературе. В литературе я как раз люблю потупить над душевными муками героя, его рефлексирующим подсознанием, которое он сам порой не знает, зато хороший писатель тебе его распишет только так. И этого мне не хватало у Майера. А роману этого не хватает, чтобы приблизиться к тому самому Драйзеру и иже с ним.
Самый «бесчувственный» герой – Илай. Многие оправдывают его бесчувственность силой характера. Безусловно, такой человек как Илай Маккаллоу наверняка молчун, умело скрывающий за маской невозмутимости свои мысли. Однако вряд ли он бесчувственный техасский дровосек, у которого совсем нет сердца. И поскольку «Сын» все-таки не повесть, а вполне себе многостраничный роман, где Илай главный герой, самым интересным для меня стало бы как раз погружение в его внутренний мир, в его ощущения. Особенно любопытно, как бледнолицый паренек, на глазах которого такое совершают с его семьей, становится индейцем. История знает немало подобных случаев. Например, янычары – юноши из христианских семей, служившие турецкой армии. Они слыли наиболее искусными воинами и удивительно жестокими, особенно по отношению к своему народу. Очень хотелось бы взглянуть на чувства такого человека изнутри, а не на его поверхностное превращение.Провисшие линии.
В современной литературе можно творить что угодно, оправдывая замыслом, авторским стилем и глубоким символизмом. Однако иногда незаконченность ощущается как малоопытность рассказчика, неумение довести дело до конца. Писать хорошие финалы мне вообще представляется самым трудным делом. Вот у Майера, на мой взгляд, в «Сыне» не получилось хорошо закончить две из трех линий. Финал случился только в сюжете Питера. У Илая – нет. Даже учитывая, что он будет героем, правда уже второстепенным, и у Джинн, и у Питера, все равно его линия должна была бы иметь что-то более похожее на точку или хотя бы многоточие в конце. Мне же там видится пустота. Кстати, в экранизации заключительная фраза таки получила свое развитие. Линия Джинн носит как будто открытый финал, хотя не совсем уместный. Все-таки когда читаешь немаленький роман, хочется большей завершенности.Зачем вообще нужна линия Джинн?
Сама по себе история правнучки Полковника (Илая Маккалоу) неплохая. Девочка, с детства проявлявшая интерес к ранчо и хозяйству, но тщательно оттесняемая отцом и братьями от дел, в конце концов получает все в свои руки. И тут начинается история сильной женщины, богатой наследницы, мечтающей быть женой и матерью, но разочаровывающейся в амплуа домохозяйки. Отдельно от Питера и Илая получился бы интересный сюжет, в связке с ними – бледный и невыразительный, служащий исключительно для контраста поколений: за сильным предком почти всегда следует слабое звено, и с каждым следующим витком все слабее. Если Питер считается бесхарактерным (с чем я не согласна), то уж на детях Джинн природа знатно отдохнула. Хотя дело в том, что расти с большими деньгами и без матери – испытание, которое выдерживают единицы.Почему «Сын»?
Есть два мнения. Самое логичное на мой взгляд: Илай – настоящий сын Америки. Сын первых переселенцев на земли Техаса, испытавший на себе все прелести американской истории 19-20 веков, сделавший себя сам, благодаря известной доле везения и личностных качеств, с легкостью отличающий «нужно» от «можно» и «нельзя».
Встречается и другое мнение, что СЫН не Илай, а Питер. Маловероятно, хотя при таком раскладе и финал становится почти закрытым. Линия Питера имеет свое завершение, а две другие закручиваются опять же вокруг его персоны. Но даже при моей симпатии к этому герою слабо верится, что именно Великое Разочарование стал объектом, к которому привязано название.
Илай – самый интересный персонаж. Его жестокость и беспринципность почитаются за силу. Пожалуй, мы частенько путаем эти понятия. Хотя свое понятие о справедливости у Илая определенно присутствует. В бОльшей степени его линия интересна индейцами, да и благодаря характеру он является стержнем всей истории. Вынь его из романа – и ничего не останется.Мой любимчик – Питер. Он считается слабохарактерным, потому что ноет и страдает в своем дневнике и как будто ничего не делает. Есть в этом доля истины. Питер не то чтобы не в то время родился, скорее не в том месте. Если бы ему хватило решимости и характера, то вместо женитьбы на нелюбимой он должен был уйти из дома, уехать в другой штат, учиться, трудиться, жить по-другому. Сын Полковника вместо этого подчинился своему отцу и пустил корни. Естественно, с женой и детьми менять кардинально жизнь трудно. Питер скорее вяло плывет по течению, вынужденно участвуя в расправах. И все-таки когда происходит лобовое столкновение с его принципами – расстрел соседской семьи – он начинает медленно выходить из повиновения.
Линия Питера мне нравится еще и потому, что здесь как раз хоть немного присутствуют чувства героя, которые кажутся нытьем на фоне описаний деятельных Илая и Джинн. Мне особенно импонирует финал – Питер бросает все и уезжает за своей любовью. Пусть ему понадобилось много лет, чтобы понять, ЧТО ему действительно нужно. Легко судить книжного героя за пассивность и рефлексию, а сколько на деле мужчин готовы внезапно выйти из пожизненного гнета сильного отца, окончательно избавиться от бывшей жены, отказаться от наследства и имени и последовать за сердцем? Вряд ли даже единицы. По-моему, поступок Питера намного более мужской, чем все поступки Илая вместе взятые. Тут конечно можно поспорить что такое те самые «мужские поступки». Для меня это умение постоять за свою любимую женщину, ту единственную, и за своих детей. Где был Илай, когда убивали его семью? Носился по прериям, повторяя судьбу своего отца, кстати, которого он осуждал за отсутствие в роковой день 1849-го года. Местью уже никого не вернешь. И жестокость его всегда выходила боком.Глубоко потряс меня расстрел мексиканской семьи. Я действительно, как ни стараюсь, не вижу необходимости в этой неоправданной жестокости. Надо было наказать воров, но расстрелять тех, с кем жил бок о бок столько лет, их малолетних детей и женщин?.. Это какое же должно быть время? И неужели Питер правда нытик и слабак, раз не может принять и забыть гибель соседей?
Подводя итоги
Неплохая книга, явно выбивающаяся из ряда своих современников, потому что хоть она и возвращается к старым потасканным темам, но что есть новое, как не хорошо забытое старое? В сегодняшней литературе такая дотошность в описании быта индейцев, такая откровенность в исторических моментах, почти доходящая до антипатриотизма, просто струя свежего воздуха. Монументально. Но в «Сыне» я вижу не столько хороший роман и громко заявившего о себе Майера, сколько аванс тому писателю, в которого Майерс может вырасти, и тем книгам, которые он еще может написать.Экранизация.
Не полнометражный фильм, а сериал. Тоже зрелищный, с Пирсом Броснаном в главной роли. Поначалу мне сериал не понравился, и я его даже забросила. Но перед тем как сесть писать свои впечатления о книге, решила все-таки досмотреть, чтобы снова проникнуться атмосферой. Многое изменено в сериале, расставлены другие акценты, исправлены семейные узы, из пяти-шести поколений остаются всего три. Зато получили продолжение те провисшие линии, которые не получили его в книге. Присутствует, конечно, доля той самой голивудщины, когда у каждого злодея есть объяснение в виде несчастного детства, а неоправданной жестокости и вовсе нет места. Никто ни на кого не нападает бессмысленно, добрые соседские отношения что-то значат, даже если вы представители разных рас, а у Илая-Броснана случается катарсис, когда он отказывается от бесчестного задуманного поступка. В общем, по-своему хорошо. Потому что на фоне чрезмерно бесчеловечной правды Филиппа Майера киношные послабления мне даже пролились бальзамом на истерзанную душу. Сериал понравился не меньше книги.13259