Рецензия на книгу
Writing the TV Drama Series: How to Succeed as a Professional Writer in TV
Памела Дуглас
Аноним9 августа 2017 г.Искусство сериала
Непривычно начну с рекомендаций. Если далекая глубинка вашей души с уютным вишневым садом мечтает о великом, о написании сценария, прочтите книгу.
Характер кухни, честно показанный автором, поможет принять верное решение: сад или сценарий. Уверяю, вы многое даже не подозревали.
Для меня кухонная часть стала определяющей. Имея некоторый опыт работы со сценариями, червячок “а что ты не попробуешь взрослую вещь?” периодически точил. И вот фантом исчез. Не от испуга, просто разобрался в теме насколько это возможно.Богатство книги простирается от полезной осведомленности в предмете до узкоспециализированных моментов. Узнаешь колоссальное количество параллельной информации (что-то родственное происходит и в литературном мире, но это как “четвероюродный” брат, гены другие).
Могу заподозрить и отличие нашей действительности от заокеанской (в плане сценарных будней), ибо касалась, но много пересекается и дублируется.
Что можно узнать из книги:
- Как сериал попадает на телевидение и что такое телевизионный сезон.
- Что особенного в телевизионной драме?
- Как сделан классический сценарий.
- Как написать сценарий серии.
- Те, кто рядом, работа в штате.
- Поговорим о реалити шоу.
- Как попасть на телевидение.
и др.Загляну в первую главу. Для себя я отметила “Три отличительные черты телесериала”: «открытая сюжетная линия, “длинный нарратив” и совместная работа команды над сценарием».
Под командой подразумеваются не только режиссер, продюсер, актеры и пр., а и весь коллектив сценаристов. Нам наивно кажется, что сериал пишет один-единственный трудяга, периодически допускающий ляпы (наверное, от усталости?), но он старается. Увы, двужильных нет. Ведь съемки идут каждый день. И до съемок работы хватает. Вполне возможно, опыт не повсеместный, но тотально растущий. Вряд ли можно судить за это.***
Отмечу любопытные моменты:
Телевидение «...» произошло от радио. Телевидение - это про жизнь. Оно прочно соединяет в себе реальность и иллюзию, информацию и развлечение. Это не мир фантазии, а ткань повседневности.Это для мечтающих авторов. Все сказки на ТВ заземлены. “Звездные войны” помните? Сказка о реалиях. Главное - не волшебство, не фантазийные образы, а отношения.
В продолжение радиотемы:
Зачастую люди слушают телевизор, а не смотрят.И диалоги выходят на первый план.
Книги тоже стало модно и удобно слушать. Но описания преобладают.А вот это понравилось, ломает стереотипы:
Ваше дело как сценариста - качество истории и глубина чувств в ней, а не желание потрясти зрителя невероятной зрелищностью.Своего рода “нет” спецэффектам, пусть идут себе в кино.
Что сломало мои стандарты:
Сценаристы ориентируются на рекламные паузы и используют их для создания напряжения.Теперь мне кажется я знала это всегда, ничего особенного. Иллюзия. Да, на телевидении намеренно рвут серию на самом интересном месте. Но оказывается клиффхэнгер намеренно ориентирован на рекламу.
Наверное, догадывалась… (не хочется выглядеть глупой).И еще о рекламе: практикуясь управлять динамикой произведения с перерывами, мы научаемся делать это и в жизни - научаем вынужденные перерывы работать на себя.
Реклама управляет динамикой, а историю все равно делают герои.
Главное - это герой. Драма это или комедия или и то и другое, именно герой движет историю. Начинайте с героев, и неважно, как далеко заведет вас ваша задумка.Помните, в книгах нам советуют ориентироваться на план? К счастью, Толстой не знал “Снежинку”, и Наташа Ростова привела его туда, где слава.
Чтобы сценариста она тоже настигла, учесть нужно не просто многое, учесть нужно огромное число нюансов. Некоторые из них подсказывает глава “Ошибки
- Не планируйте ничего, кроме работы.
- Не держитесь за каждую строчку в своем сценарии.
- Не критикуйте заведенный порядок и т.д.
Выглядит жестко, но все логично. Держаться за строчку любят все новички в каждом писательском деле. Возьмем журналиста, коли будет воевать за букву, быстро разладит с редактором.И у меня сложилось впечатление, что в сценарном мире связи процессов и людей сложнее, чем в писательстве и журналистике. Может, ошибаюсь.
Пособие подействовало.Кажется, оно адресовано начинающим. Но нет. Автор ориентируется на тех, кто “в теме”.
Если окунаться в чтение исключительно ради обучения, надо быть готовым постоянно сверяться со словарем (часть терминов вынесено в отдельный блок “Словарь сценариста”) - с первых страниц обилие терминологии и сленговой речи. Это впечатляет, заинтересовывает и останавливает одновременно.
Еще момент: обычному читателю проще увидеть объяснения “что есть что”, а потом анализировать фрагменты и пробовать писать, “готовому” наоборот. Готовьте себя. Книга того стоит.клиффхэнгер - напряженный момент, художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, оставляя развязку открытой.
2374