Рецензия на книгу
Империя "положительной деятельности". Нации и национализм в СССР, 1923-1939
Терри Мартин
DeadHerzog8 августа 2017 г.Советский Союз как высшая стадия империализма
Большевики занимались положительной дискриминацией (или, словами Сталина, покровительственной политикой) еще до того, как это стало мейнстримом. Осознав размах националистических проявлений в годы гражданской войны, коммунисты решили последовать поговорке "Не можешь бороться с явлением, возглавь его". Национализму была дана зеленая дорога, его всячески поощряли через политику коренизации и положительной дискриминации - воспитание местных элит, введение местных языков в школы и органы власти, поощрение национальных культур, преференции этническим меньшинствам, этническое районирование. В результате имели бешеный всплеск национального самосознания даже в голом поле (что являлось целью) и стремительное нарастание сепаратизма и этнических конфликтов (особенно в Средней Азии) с массовыми выселениями нетитульных народностей и отчаянной борьбой за размежевание (что целям партии противоречило). Вот именно об этой попытке приручить национализм и заставить его работать на светлое будущее рабочего класса и рассказывает профессор Гарвардского университета Терри Мартин.
Рассказывает так, что не оторваться: сложную тему он разбирает по кирпичикам и объясняет чуть ли не на пальцах. Иногда начинает походить на Фандорина - первый фактор, второй, третий. Чтобы объяснить некоторые моменты, начинает выстраивать модели с примерами и ограничениями. При этом он не упрощает - без определенных знаний по России двадцатых-тридцатых ориентироваться в книге будет нелегко - но раскладывает всю схему как на ладони: вот проводки, вот двигатель, вот резистор (резисторов было много), а вот лампочка - иногда горит, иногда нет. Иногда горит так, что провода плавятся.
Двадцатые годы - расцвет советской демократии (с ударением на первое слово): народишко валом выступал на съездах и конференциях, говоря все, что вздумается и яростно защищая свою точку зрения, тискал статеечки в журналы и газеты обо всем, что приходило в голову, вожди получали массу писем, в которых граждане критиковали их деятельность, и даже показательные процессы над левой-новой-рабочей-правой оппозициями остудили не всех - публичные дебаты в прессе продолжались. Мартин удачно показывает в своей книге, как сталинской коренизации пришлось столкнуться с сопротивлением населения (в первую очередь русского пролетариата), партии, и части элиты, саботажем госаппарата и оппозицией как справа, так и слева, и как даже в самый разгар этнических депортаций НКВД сохраняло за репрессированными права на национальные школы и прессу.
Слово empire в названии не просто так: коренизация и положительная дискриминация (от лингвистической украинизации до механической замены русских на местные кадры в Сибири и Средней Азии) по мнению Мартина доказывают, что Союз не был ни федеративным, ни унитарным, ни тем более, национальным государством, а являлся империей - то есть государством, для разных групп населения в разных местах использовавшим различное законодательство, не переходя при этом в федерацию (слово, для большевиков ругательное и даже бессмысленное).
Колебания и перегибы в коренизации Мартин рассматривает через систему сигналов центра периферии и разницу в проводивших положительную дискриминацию органах. Он указывает, что когда этим занимались ведомства "мягкой линии" (Наркомпрос, Совет национальностей), то чиновники могли заниматься саботажем или самодеятельностью, когда же это дело переходило в руки органов "жесткой линии" (Оргбюро, НКВД), то летели головы. Без сигналов - от статей в центральной прессе до кампаний террора - разобраться, как именно проводить коренизацию и чего, собственно, хочет Москва, провинциальным чиновникам было сложно, и зачастую даже эти сигналы они прочитывали неправильно, что приводило к показательным судам (вроде процесса Спилки Вызволення Украины) и партийным чисткам.
Отличная книга, позволяющая лучше понять раннесоветские амбиции по построению нового государства, причины постепенного нарастания практик террора и отказа от идей мировой революции. Как доказывает автор, коренизация никуда не пропала даже после того, как заглохли кампании в прессе, ее последствия и результаты несмотря на Великое отступление протянули до развала Союза и в значительной мере являлись его истоком.
241,5K