Рецензия на книгу
Нейромант. Джонни-Мнемоник. Рассказы
Уильям Гибсон
Аноним7 августа 2017 г.Роман новаторский и безумно атмосферный, но слабый. Рассказы - литературные жемчужины
1. Про роман.
Достоинства у романа определенно имеются: хорошо проработанный мир, в плане прописанных пространств, атмосферы города и технологического нуара, описания повседневного использования технологий и наркобудней персонажей.
Но литературный язык, за редким исключением, весьма низкого качества (одно из лучший исключений -
яркое образное начало романа - "Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мертвый канал"), Возможно это проблемы перевода. Читается с сопротивлением. Интерес поддерживается только довольно примитивным сюжетом (по сути боевик в стиле голливуда 80х) и авторитетом автора и его вселенной. Текст перегружен деталями, выдуманными технологическими терминами и построенных на них несчитываемых с первого раза бесконечными подробностями. Все эти новые неизвестные читателю элементы мира доводятся слишком непосредственно, без каких либо прояснений, уточнений (но эффекта погружения не происходит, вызывает обратную реакцию). Имена персонажей и топономика вычурна и нелепа (чего стоит только "3-Джейн Мари-Франс Тессье-Эшпул" в своей вилле "Блуждающий огонек". Что это дает стилю?).
В общем, идея новаторская, есть отличные находки, не только по части жанровых (технологического сабжа научной фантастики), но и литературных (разбавить научную фантастику духом Берроуза и нуара). Однако в целом чувствуется сырость реализации.2. Про рассказы:
Совсем другое дело малая проза. Рассказы намного удачнее, ярче, образней и интереснее, стилистически цельнее, но, к сожалению, тоже не лишены общих недостатков стиля автора. Рассказы в соавторстве и не входящие в цикл "Киберпространство" в целом удачнее.- "Джонни-Мнемоник" - еще один кусочек паззла описанного в Нейроманте мира. Хоть и хорошо известный по экранизациии, в оригинале - это очень антуражная вещь (наркозависимый дельфин-киборг-хакер и места обитания нитехов - надолго запоминающиеся образы).
- "Континуум Гернсбека" - наркотическая фантазия о воплащенной утопии научно-фантастического ретрофутуризма 20-30-х годов. Смесь образов первых проб научной фантастики и ар-деко. Первые ласточки постмодернистского заигрывания Гибсона с жанром, вылившиегося в стимпанк?
- "Принадлеженость" - причудливая завораживающая и слегка пугающая сюрреалистическая история.
- "Зона Влияиния" - очень интересный рассказ, главный недостаток которого в том, что первая половина улавливается только после прочтения второй (не происходит никакого инсайта, просто опять же первая половина переполнена техническими и терминологическими подробностями, которые становятся понятны только в конце. Это раздажает). Но достоинств у рассказа намного больше. Центральная метафора - про людей как мух в аэропорту, случайно попадающих на борт самолета. Несколько ярких и удачных художественных образов.
- "Отель "Новая Роза"" - самое слабое произведение в сборнике. Концентрация недостатков стиля. Претенциозный стиль на пустой сюжет об очередном кидалове корпораций.
- "Красная звезда, зимняя орбита" - альтернативная история советского космоса. Хороший материал для экранизации.
- Рассказы "Зимний рынок" и "Сожжение Хром" - две нуаровые, холодные, "зимние" истории. Хотя типично гипсоновские, но в разы лучше остальных. Возможно, потому что в центре не сюжеты про кидалово дзайбацу, а раскрытие женских персонажей в отчужденном кибернетическом мире нового голливуда и новых видов проституции. Сюда же можно отнести рассказ "Поединок", который спасает именно женский образ и его роль в сюжете.
4198