Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    hamster993 августа 2017 г.

    Ну как тебе хвостик, или сто лет за два дня

    Наверное далеко не для кого не является великим таинством то, что к этой книге довольно тяжело подступиться. Она пугает серьезностью заявленной в аннотации темой - история целого клана на протяжении века, шутка ли, горделиво выставленной на обложке пометкой о нобелевской премии 1982 года, веской фамилией автора, как правило сопровождающейся историей о том, насколько страшно было впутываться в санта-барбару "ста лет" и насколько грустно потом было откладывать уже прочитанную книгу. Тучи и тучи знакомых, уже влившихся в семейку ̶А̶д̶д̶а̶м̶с̶ Буэндиа и наперебой кричащих, что "стОит" и что "обязательно нужно". Но с оговорочкой о сложном подтексте, нелегком тексте, замысловатом сюжете и куче инцеста.
    Короче, брала книгу с опаской заглохнуть в трясине родственных связей, путанных мыслей и философских изречений.
    А ведь, знаете, действительно заглохла. Погружалась все глубже и глубже, захлебываясь каждой строчкой, наблюдая за несущимся к водной поверхности спасительным аквалангом.
    Вот только глубокий океан на деле оказался большим по площади болотом, в котором первые сто страниц я по-честному пыталась разобраться, найти смысл в каждой букве, запомнить тучи Аурелиано и Аркадио, проникнуться атмосферой обыденного волшебства, безразличия и одиночества.
    Да, это действительно книга об одиночестве, несмотря на обилие персонажей. Причем одиноко и читателю тоже - ты читаешь, читаешь, читаешь, путаешься в количестве действующих лиц, которые, по большому счету, теряются, разбредаются по страницам; в их поступках, которые в большинстве случаев сводятся к полнейшему бездействию; в объемах самого произведения, которое читается слишком быстро - не успеваешь уследить, а на странице появляются редакторские заметки. Кажется, будто книги слишком много и слишком мало одновременно.
    И так тоскливо становится, когда наблюдаешь за масштабами, гибнущими в системе собственной невозможности.
    А после того, как откладываешь книгу, вообще такое чувство, будто тебя жестоко обманули. Обещали сто лет, а в итоге ты прочитываешь все за пару дней. Обещали тяжелое, нудное чтиво, а в итоге ты прочитываешь за пару дней. Обещали инцест, а в итоге...Ну, хорошо.
    В своей грустной одинокой агонии над Маркесом я и не заметила, как прочитала всю книгу, опомнившись лишь на последней странице. "И это все?", - сурово стукнуло в голове чувство незаконченности, но что именно было не так понять я еще не могла, сидела и обдумывала судьбу рода Буэндиа, перекатывая на языке последние строки. Из размышлений вывел внезапный мамин вопрос:
    -Ну как тебе хвостик?
    -Что???
    -Ну хвостик. Как тебе идея с хвостиком?
    Нормальный вопросец после того, как ты медленно всплываешь над поверхностью Маркесовского полета фантази?
    Мне потребовалось пять минут пронзительного взгляда в стену и почесывания головы, чтобы понять, что хвостик - тот самый поросячий хвостик, напророченный на первых десяти страницах, который должен ознаменовать смерть целого рода Буэндиа. С хвостика начали, хвостиком и закончили. ( с инцеста начали, инцестом и закончили, но неважно)

    После этой десятиминутной истории я поняла-таки, чего мне все-таки не хватило.Вернее наоборот, чего показалось слишком много. Информации, практически никак не раскрытой на страницах книги. Упоминается 32 войны, но по факту войн и не было. Говорится о забастовке рабочих, но и работы-то, по большому счету, не описывалось( рыбки полковника не в счет. они все-таки больше для души были). Даже пресловутое лечение от многочисленных болезней не упоминается, хотя галлюциногенные лекари Фернанды то и дело мелькают ближе к концу. В итоге в этом потоке неосвещенной не то что прожектором - даже тусклым фонариком - информации забывается то, с чего начинали. Тот же пресловутый хвостик остался погребенным под описанием льда и злоключениями Гастона, ждущего воздушную поддержку.
    В любом случае, спасибо, Маркес. Мне было восхитительно тоскливо и всепоглощающе одиноко. Но ты ведь этого и добивался, правда?

    5
    91