Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
hamster993 августа 2017 г.Ну как тебе хвостик, или сто лет за два дня
Наверное далеко не для кого не является великим таинством то, что к этой книге довольно тяжело подступиться. Она пугает серьезностью заявленной в аннотации темой - история целого клана на протяжении века, шутка ли, горделиво выставленной на обложке пометкой о нобелевской премии 1982 года, веской фамилией автора, как правило сопровождающейся историей о том, насколько страшно было впутываться в санта-барбару "ста лет" и насколько грустно потом было откладывать уже прочитанную книгу. Тучи и тучи знакомых, уже влившихся в семейку ̶А̶д̶д̶а̶м̶с̶ Буэндиа и наперебой кричащих, что "стОит" и что "обязательно нужно". Но с оговорочкой о сложном подтексте, нелегком тексте, замысловатом сюжете и куче инцеста.
Короче, брала книгу с опаской заглохнуть в трясине родственных связей, путанных мыслей и философских изречений.
А ведь, знаете, действительно заглохла. Погружалась все глубже и глубже, захлебываясь каждой строчкой, наблюдая за несущимся к водной поверхности спасительным аквалангом.
Вот только глубокий океан на деле оказался большим по площади болотом, в котором первые сто страниц я по-честному пыталась разобраться, найти смысл в каждой букве, запомнить тучи Аурелиано и Аркадио, проникнуться атмосферой обыденного волшебства, безразличия и одиночества.
Да, это действительно книга об одиночестве, несмотря на обилие персонажей. Причем одиноко и читателю тоже - ты читаешь, читаешь, читаешь, путаешься в количестве действующих лиц, которые, по большому счету, теряются, разбредаются по страницам; в их поступках, которые в большинстве случаев сводятся к полнейшему бездействию; в объемах самого произведения, которое читается слишком быстро - не успеваешь уследить, а на странице появляются редакторские заметки. Кажется, будто книги слишком много и слишком мало одновременно.
И так тоскливо становится, когда наблюдаешь за масштабами, гибнущими в системе собственной невозможности.
А после того, как откладываешь книгу, вообще такое чувство, будто тебя жестоко обманули. Обещали сто лет, а в итоге ты прочитываешь все за пару дней. Обещали тяжелое, нудное чтиво, а в итоге ты прочитываешь за пару дней. Обещали инцест, а в итоге...Ну, хорошо.
В своей грустной одинокой агонии над Маркесом я и не заметила, как прочитала всю книгу, опомнившись лишь на последней странице. "И это все?", - сурово стукнуло в голове чувство незаконченности, но что именно было не так понять я еще не могла, сидела и обдумывала судьбу рода Буэндиа, перекатывая на языке последние строки. Из размышлений вывел внезапный мамин вопрос:
-Ну как тебе хвостик?
-Что???
-Ну хвостик. Как тебе идея с хвостиком?
Нормальный вопросец после того, как ты медленно всплываешь над поверхностью Маркесовского полета фантази?
Мне потребовалось пять минут пронзительного взгляда в стену и почесывания головы, чтобы понять, что хвостик - тот самый поросячий хвостик, напророченный на первых десяти страницах, который должен ознаменовать смерть целого рода Буэндиа. С хвостика начали, хвостиком и закончили. ( с инцеста начали, инцестом и закончили, но неважно)
После этой десятиминутной истории я поняла-таки, чего мне все-таки не хватило.Вернее наоборот, чего показалось слишком много. Информации, практически никак не раскрытой на страницах книги. Упоминается 32 войны, но по факту войн и не было. Говорится о забастовке рабочих, но и работы-то, по большому счету, не описывалось( рыбки полковника не в счет. они все-таки больше для души были). Даже пресловутое лечение от многочисленных болезней не упоминается, хотя галлюциногенные лекари Фернанды то и дело мелькают ближе к концу. В итоге в этом потоке неосвещенной не то что прожектором - даже тусклым фонариком - информации забывается то, с чего начинали. Тот же пресловутый хвостик остался погребенным под описанием льда и злоключениями Гастона, ждущего воздушную поддержку.
В любом случае, спасибо, Маркес. Мне было восхитительно тоскливо и всепоглощающе одиноко. Но ты ведь этого и добивался, правда?591