Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним31 июля 2017 г.Любишь кататься – люби и саночки возить.
Предупреждение: Спойлеры! Везде-везде спойлеры!
Наши отношения с этой книгой были сложны и тернисты с самого начала. Сперва я без задней мысли польстилась на схему «Шесть героев – шесть времен». Потом она ускользнула от меня на буккроссинге, пряталась в магазинах за товарками и отказывалась селиться в библиотеке; воссоединил нас мельком увиденное фото в букстаграме, долгие просьбы дать почитать и обещание вернуть до отлета хозяйки за границу. Но пойманный за шкирку-корешок «Атлас» отказался сдаваться так просто и встрял недвижимым комом в горле.
Так мы и боролись почти до самого конца, не снижая градус нашего жаркого соперничества. За время прочтения мыслей было куча, но в итоге я пришла к выводу, что «Атлас» - это такая горка для катания на санках: сперва до-о-олго корячишься, поднимаясь вверх, потом застреваешь намертво в громадном сугробе на самой вершине и, кое-как преодолев затор, плюхаешься на сани и – фьюх! – моментом съезжаешь вниз (чудом не врезавшись в дерево).
Первая часть этой ленты Мебиуса всеми силами желала спихнуть вниз и без всяких санок. Создалось четкое ощущение, что форма здесь на первом месте, а содержание плетется следом без всякого на то желания. К четвертой «истории» было такое чувство, что автор просто стоит напротив и расхваливает себя как на собеседовании «О, да, я с легкостью справлюсь с историческим романом, хорошо разбираюсь в киберпанке, на раз-два раскрою героя через эпистолярный роман, а еще могу в детектив!».
Причем преследует такая мыслишка, что Митчелл свое отношение к тексту вложил в уста Тимоти Кавендиша: «Книга была бы лучше, не будь Хилари В. Хаш такой чересчур – чур меня! – вычурно умненькой. Она разбила ее на аккуратные маленькие главки, явно имея в виду сценарий для Голливуда».
… и в знак протеста решил поступить с точностью да наоборот. Потому на выходе мы имеем долгую завязку и идущую в атаку на читающего армию из деталей. А только-только заинтересуешься и начнешь хоть чуточку сопереживать героям – шмяк! Time Forward! Следующая история к читательскому столу уже подана, предыдущую докушаете потом, страниц через двести-пятьсот, когда всё забудется и станет просто-напросто пофиг («Тонешь? Ну, тони, милая, тони. Так, а чем ты там занимался вообще? И что за Ева?).
Если уж разбирать каждую линию, то на мой субъективный взгляд вышло так:
Адам - максимально незапоминающееся, почти без колорита повествование (хотя что еще ожидать при уже упомянутом разрыве в 500+ страниц?). Герои однобоки, что создается впечатление, что читаешь детский рассказ или что-то, зажатое в рамки определенных масок, из классицизма. Так, главгерой наивен, честен и бесхитростен аки агнец (настолько, что и имя-то его к началу второй части бы попросту забылось бы, если бы не рефрен в другой истории), капитан и команда бяки-буки, доктор ну очевидного слишком добродушен и обходителен, а беглый невольник Аутуа благороден под стать главгерою. Кажется, ну раз в этих дневниковых записях не раскрываются окружающие, тогда будут перекрывающие это впечатления: все-таки море, корабль и всё это глазами неподготовленной «сухопутной крысы», так?.. Но и тут «Атлас» зловредно хехекает и кажет дулю.
Фробишер – тут уже легче. От романа в письмах сразу ждешь камерной истории, да и герой-фокал уже не святоша, а со своими пороками и тараканами, которые никто не прячет, отчего смотреть на его чечетку на сковороде лжи хотя бы немного, но интересно. Притом что весь остальной фон также спешит удрапать из памяти куда подальше, ибо увлеченный герой пусть и говорит про него, но с таким равнодушием, что его отношение быстро перенимаешь.
Луиза – хорошая такая затравочка на детектив, пусть и по избитой колее «Упорный человек против злой-презлой корпорации». Но, увы, именно здесь в роли убийцы на сцену выступают они – ненужные детали. В итоге, ни детектива, ни журналисткого расследования, только держащаяся в реанимации за счет аппарата ИВЛ интрига. Почему? Да потому что злодеи сразу раскрывают все карты и не просто раскрывают, а распечатывают их в формате А2, ляпают на транспаранты и бегут с ними рысью прямо в глаза читателю. В итоге, за дело Луизы Рей больше не радеешь. Думаешь только, когда же эта игра в кошки-мышки наконец закончится, потому что схема была ну до обидного очевидна: вот тебе отчет – н-на сверху опасностей (убийство-авария-взрыв, наверняка еще и извержение вулкана и цунами, угоразди Сиксмита сделать копий побольше) – потеряй отчет – спаси себя – поплачь – ищи заново. Я лично удивилась лишь дважды, и то за счет массовки – спасибо последним сценам с Айзеком и мексиканком-нелегалом.
Тимоти – забавненько, самовлюбленненько, с прямой демонстрацией, что мудрость далеко не всегда приходит под ручку с сединой, а порой просто драпает под 200 км/ч в закат при виде адресата. Но при этом самого Тимми очень хорошо прижимают гораздо более колоритные второстепенные персонажи (Эрни, Вероника, сестра Нокс, да даже его же секретарша), отчего вся история с побегом проходит довольно легко, несмотря на все те же до бесячего многочисленные отступления.
Сонми – а вот тут началась история, которая лично для меня наконец-то оправдала сей тяжкий «подъем». Антиутопия-киберпанк, да и тем более сюжет поумневшего «голема» (здравствуйте, леди Шелли) сами по себе абсолютно не новы, но именно здесь, в такой подаче как тюремного разговора все-таки цепануло. Окончательно покорил конец истории: что априори не разбирающийся в мире персонаж на самом деле и был тем, кто видел двойное дно во всей истории и в действиях остальных. Отдельные овации за Оруэлла и Хакси как «древнейших оптимистов».
Закри – если в предыдущей истории написанные в гробах вертелись классики, указанные строчкой выше, то тут уже танцует ламбаду Руссо: вот уж где чувство, человеческая личность и природа объединились по полной. Эта история единственная неразрывная, этакая перемычка, поданная читателю как рассказ старика (оттого ламбаду следом танцуют и вездесущие детали). История о «древних временах» без романтизма и приукрашивания – за последнее вот особое спасибо. «Сугробом» она пребывает лишь до того момента, как привыкнешь к особенностям произношения рассказчика. А дальше, после правды о Великой Богине, ты понимаешь – всё! Добрались! Время катиться вниз с ветерком!
И действительно в обратном порядке книга уже просто проглатывается. Может, дело в том, что оставшиеся истории лишь на 50-70 страниц, или, что важнее, они наконец стыкуются между собой, как детальки Лего. Тут же раскрывается в полной мере и обещанная тема с реинкарнациями, а герои берут себя в руки и перестают отвлекаться на несущественное.
Но и тут не обошлось без пары «деревьев» на пути. Первое – убитая интрига. Причем так убитая, что самое то шить дело по статье 105 пункт «Д» (с особой жестокостью). Бросая повествование ради следующего временного отрезка, Митчелл старался все-таки оставить последней нотой какой-никакой, но интересный сдвиг сюжета (машина, инфаркт и пр.), и впору бы его запомнить, остаться при внимании… но тут в ход идут другие воплощения, которые честно и очень-очень старательно суфлируют, что же случилось ранее. Вопрос: зачем, ну зачем, а?
«Промолчать» перед читателем удалось лишь Кавендишу, оттого, возможно, клиффхэнгер с Луизой и остался клиффхэнгером. Однако тут выступает неприятность номер два: временные рамки. Луиза старательно ищет отчет в семидесятых, Тимоти планирует побег в настоящем времени. И с учетом его возраста (дом престарелых как бэ намекает в голос), семидесятые он определенно застал. Не выходит ли, что первые три истории для последующих не более, чем сюжет книги?..
Однако, несмотря на наши препирательства с «Атласом», я не жалею, что прочитала эту книгу. В горку подниматься всегда трудно, зато радость спуска это покрывает с лихвой. Эта книга с характером, потому-то она для каждого своя: кому-то ласковый котенок, кому-то зубастый крокодил, кому-то дрыхнущий без задних ног ленивец. На это намекают и стиль, и подача, и поучения, что ненавязчиво, но очевидно звучат из каждой истории (уважайте все расы, не недооценивайте женщин, откажитесь от эйджизма и пр.). И поистине бриллиантовые мысли, способные на время заставить тебя остановить и которые прячутся в трухе все тех же деталей.
Лично я бы не расстроилась, окажись «Атлас» лишь историей фабрикантки Сонми-545. Но это лишь я. Кто-то со мной не согласен, кто-то да – так и должно быть. Эта такая книга, что много мнений предполагаются сами собой.
Ведь и сам «Атлас» красноречиво намекает читателям своим в последней фразе:
«Что есть океан, как не множество капель?»5163