Рецензия на книгу
Anathem
Neal Stephenson
Аноним31 июля 2017 г.Философия vs. Сюжет
Прекраснее звёздного неба над нами
только универсум логики внутри нас.
(проф. Абронзиус "Бал вампиров")Если Нил Стивенсон "не совсем сумасшедший, если захотел написать роман о платонизме", то я уж подавно, если этим романом восхищаюсь. Мне было неловко пересказывать своим знакомым сюжет: "ну, там... инаки (но не совсем)... в космосе (и не только)... борются (и ещё думают) с пришельцами (наверное)... " - настолько примитивно звучало то, что нельзя передать словами. Наверное, это было чувство сопричастности. Когда на каком-то метауровне мне открылся величественный фундамент философской мысли, когда на моих глазах начал складываться теглон.
Чуть-чуть слышала о древнегреческих философах и эйдос не пустой звук, довольно усиленно знакомили с разделами мат.анализа и физикой, есть представление о постапокалипсисе из фантастики. Обычно эти знания существуют в разных пространствах: расчёты и техника не стыкуются с историческими справками, а худ.лит. вообще отодвигается в категорию необязывающих развлечений. Но. Ничего из этого не достаточно. Довольно для понимания контекста беседы, но всё же краем уха там, краем уха здесь... И из такого полузнания рождается многоухий зверь и иная фантастическая реальность. "Анафем" - напоминание, как мало ты знаешь, мощный призыв углублять свои знания до слияния всех оторванных островков в единую картину мира.
Вот только нашему мозгу нужна конкретика. Не получается просто думать о числах и понятиях самих по себе (математики с этим поспорят, но речь не про механический подсчёт, а про творческий интеллектуальный процесс. Даже х и у в процессе решения обретают некоторую материальность преобразуемого пространства). Чтобы понять сложную задачу, человеку нужен ароматный пирог или летящий снаряд, хотя бы воображаемый. И тут на помощь приходит фраа Эразмас. Живое эмоциональное вовлечение в абстракцию.
Итак, на некоей планете Арб времена после падения высокотехнологичной цивилизации. Учёные загнаны в монастыри-матики, где в строгой аскезе занимаются разрешёнными задачами: под запретом мирские приспособления (т.н. праксис), ядерная физика, генетика. Выйти в город они могут лишь раз в 10 лет (в аперт). Внутри матика сложная иерархическая система, деление на ордена, научные школы и вообще всё запутано. За пределами матиков (экстрамурос) неграмотное население с крутыми гаджетами, политика, производство, массовая культура - запутано, но не больше, чем у землян XXI века. Фраа Эразмас - юноша на кануне своего первого аперта. Люди вокруг: наставник, друзья, начальники, недоброжелатели, равнодушные, сестра - в общем, вокруг ещё случаются люди! Телескоп наставника Ороло замечает что-то необычное, и в привычный мир Эразмаса вползает Тайна.
Собственно, вся книга и посвящена разгадке этой Тайны. Хотя первая треть романа совершенно не увлекает и в ней много лишнего, стоит перетерпеть. Невольно возникает ассоциация с "Собором Парижской Богоматери": архитектура яростно борется против интересного сюжета. Стивенсон описывает камни, башенки, лесенки, распорядок дня, снова стены и камушки... И только когда в мире не останется ни одной не упомянутой колонны, начинается само действие. Зачем это мучение? Наверное, для создания Образа: картинки, представляя которую, всплывает одно слово. Часы с системой гирь и алтарём - Анафем. Неправильная восьмёрка-аналема на каменном полу - Анафем. Стла, хорда и сфера - Анафем.
А интересно станет потом. Махровая философия тоже бывает увлекательна! Странствие через льды и пески, разнообразие людей и способов передвижения, созерцание и реальная опасность... На таком фоне не могут удержаться старые культурные установки. Сперва сочетание средневековья и космоса казалось мне кашей. Будто все приключения навязаны исключительно, чтобы проиллюстрировать очередной диалог умерших мыслителей. (Во многом так оно и есть. Не стоит обольщаться.) Но потом я присмотрелась к главному герою. Фактически от средневековья с натуральным хозяйством он постепенно идёт к эре космических полётов. Да это же аллюзия на внутренний рост героя! Ведь сам Эразмас в конце книги - совсем не тот молодой неофит, говорящий с чужих слов.
А может, он тот же в рамках своего повествования, а я изменилась. Фраа и суур волнует то, на что другие не обратили бы внимания, но они пропускают неразрешимую пустую суету, область их точек зрения привлекательна и непривычна. Долгое воздействие такого параллельного мира сдвигает приоритеты. Нет препятствий между научным знанием и материальной составляющей: как крутейший смартфон не приблизит к понимаю электричества, так и вычисления на коленке могут вывести на нобелевскую премию. Нет интеллектуального превосходства между "физиками" и "лириками", теориками и практиками... Нет препятствий для приложения ума к теории, к технике, к быту и к морали...
Для желающего думать препятствий вообще нет.10172