Рецензия на книгу
Недоросль
Д. И. Фонвизин
Аноним31 июля 2017 г.Немного в стиле школьного сочинения...
Прочитала, не сумев остановиться, не только "Недоросль" (склоняется ли это название? Наверное, да...), но и "Всеобщую придворную грамматику" (1786), и
"Повествование мнимого глухого и немого (1783?). Хочу почитать обязательно ещё. И, наверное, именно прозу, а не пьесы. И записки из путешествия… Видела
краем глаза.
К моменту написания всех трёх этих произведений Денису Ивановичу около 40 - зрелый, повидавший кое-что в жизни человек.
По языку слышно, что с Карамзиным они работают в одно время, в одном культурном пространстве. Но в разных стилях. Однако, пожалуй, всё-таки для одного
читателя...
Но - о «Недоросли». Со школьных лет никаких отчётливых воспоминаний не осталось… Думала, читать или слушать спектакль. Остановилась на чтении: люблю, как
ни странно, все эти «Уходит», «Появляется», «В сторону» и прочее!! Авторской речи мне не достаёт, видимо, ну так хоть в ремарках уловить её пытаюсь!
В школе научили в пьесах всегда сразу обращать внимание на имена/фамилии, сразу выделять говорящие. Тут, вроде как, всё очевидно. Удивили Милон и Честана
(она из Повествования…») – это правда такие имена или придуманные для пущего эффекту?
Не то, чтобы удивительно, но достойно уважения, как Фонвизин через картину бытовой, в общем-то, повседневной жизни выводит своё видение ситуации в государстве
в целом:
«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»
Или метафоричные и афористичные описания придворной жизни Стародумом.Фигура Стародума меня очень заинтересовала. С одной стороны, Фонвизин именно ему в уста вкладывает суждения о благоустройстве государства, о чести и совести,
о том, каков должен быть человек и возможно ли достичь в «наше» время идеала. С другой же стороны, «Стародум» - тоже говорящая фамилия. Да и сам он неоднократно
ссылается на времена своей молодости или даже на времена службы его отца. То есть, получается, что, излагая свои взгляды, принципы службы и жизни в целом,
Стародум излагает устаревшие, отжившие идеи? Получается, что честные и благородные люди вообще, честные люди на службе своей страны и своего государя –
остались в прошлом? Нынешнее поколение измельчало, выродилось, очиновничилось? Но как же тогда быть с Правдиным, Милоном, Софьей?- они счастливое случайное
исключение или надежда? И на их принципах, их идеалах будет строиться общество и государство в будущем?8742