Рецензия на книгу
Der Club der unverbesserlichen Optimisten
Jean-Michel Guenassia
Аноним30 июля 2017 г.Нуреев, Камю, Сартр и иммигранты
«Каждый человек совершает в течение жизни некоторое количество ошибок, пытаясь объяснить себе, почему поступил так или иначе, думает, что могло бы его извинить или оправдать. Горше всего бывает осознать, что виной всему собственная глупость».
«Клуб неисправимых оптимистов» – произведение, впитавшее в себя множество тем и граней. Это и роман взросления, повествующий о первой любви, сложных семейных отношениях (особенный акцент сделан на братских взаимоотношениях и их перипетиях), роман о противостоянии буржуазных взглядов и взглядов рабочего класса, о послевоенном времени. Также это портрет эпохи: политические (и не только) иммигранты Франции, Алжирская война, бум рок-н-ролла, «противостояние» Камю и Сартра, культовая литература того времени и извечная классика. Но самое важное, что всё это подано через призму различных судеб.
Здесь меня привлёк не только сюжет, но и то, как он преподносится. Жан-Мишель Генассия обращается к нелинейному повествованию – ретроспективе (или обратной экспозиции), что совершенно особенным образом открывает историю перед читателем. Всё начинается с апреля 1980-го и заканчивается фактически 1952-м годом с поступательным описанием в промежутке первой половины 1960-е годов. Интересно.
Некоторый корят Генассию за излишнюю фрагментарность и, вероятно, сумбурность, за поверхностный подход и за введение слишком большого количества героев. Но, как по мне, именно это делает роман столь динамичным и лёгким: мало кто может написать произведение о трагичных отголосках Второй Мировой Войны столь непринуждённо, но при этом столь глубоко (да-да, для меня поверхностность превратилась в глубину: главное – позволить волнам повествования захватить тебя).
И ещё одна деталь: Нуреев – моя вишенка на торте в этом произведении. Когда сталкиваешься в романе с описанием такой гениальной фигуры, с описанием восприятия этой фигуры людьми того времени, остаётся определённый флёр эпохи. Балет, действительно, великая вещь, хоть роман совсем и не про это.
274