Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Приход ночи

Айзек Азимов

  • Аватар пользователя
    Maple8130 июля 2017 г.

    Один из рассказов этого сборника назывался ... нет, название мне не запомнилось, но говорилось там о мечтателях. Представьте себе, в будущем не будет кино и телевидения, а вместо фильмов будут грезы. Но все ли мы умеем качественно мечтать? Замечтаться так, чтобы на долгое время отключиться от действительности, чтобы представлять себе происходящее в красках, в объеме, с ощущением запахов и вкусов? О, нет, у большинства из нас фантазия куда более бедная. Поэтому на нас будут работать мечтатели. Да, да, это слово перестанет быть просто определением черты характера, а перейдет в профессию. И эти люди будут цениться как талантливые актеры или, скажем, певцы (не те, что сейчас на эстраде, а настоящие, с хорошими голосами). Их грезы будут анализировать по количеству обертонов, оттенков и вариаций, многослойности восприятия вещей в этих фантазиях, возможности найти несколько смыслов, несколько спрятанных друг за другом значений при каждом просмотре грезы. И эти мечтания будут записываться и продаваться обычным людям, не владеющим такими талантами.
    Так вот, прочитав этот рассказ, мне подумалось, что именно его следовало бы вынести в название сборника. Потому что перед нами, согласитесь, очень толстая книга, и состоит она не из романа и пары рассказиков, а только из рассказов. Да, не все читатели такое любят, некоторые недовольны, что им слишком быстро приходится переключаться с одной темы на другую. Но представьте себе муки автора. Ведь одно дело напасть на хорошую мысль, выносить ее, представить себе героев во плоти и все подробно расписать. Нет, я не говорю, что написать роман - плевое дело. Но писать роман и писать рассказы вещи все же разные. Чтобы получить яркие запоминающиеся рассказы, надо для каждого из них придумать интересную идею, заложить неожиданную развязку, словом, удивить читателя, предложить ему какой-то нестандартный ход. И Азимов старается проделать это в каждом случае.
    Не могу сказать, что это ему всегда удалось, вернее, не так. Не могу сказать, что все рассказы мне понравились. Некоторые показались мне слишком притянутыми за уши в плане допущений, несколько преувеличенными. Но большинство из них действительно могут похвастаться нетривиальным развитием сюжета. Поэтому мне и хочется сравнить писателя с мастером-мечтателем, с фабрикой грез, которую он мастерски описал в одном из своих рассказов.
    А если не выделять такие отдельные рассказы, а их много, и каждый из них хорош по-своему, то я бы обратила внимание на небольшой цикл, посвященный детективу Уэнделлу Эрту. Этот герой интересен тем, что его основная профессия вовсе не сыщик, он специалист в области экстратеррологии. Не слишком понятная профессия для нас, читателей, но автор быстро и ненавязчиво подскажет нам, что доктор - специалист по другим мирам. Он в совершенстве знает условия жизни на Луне, Юпитере и других планетах, хотя сам не только ни разу не бывал там, но не пользуется вообще никаким видом транспорта, а ходит исключительно пешком. Вот такая особая фобия.
    Ему бы не помешало для путешествий использовать Дверь, которая замечательно описана в другом рассказе Азимова, но в мире Эрта подобная еще не изобретена.
    В целом рассказы, конечно, очень интересные, но читать такой большой сборник, состоящий только из рассказов, было, конечно, несколько тяжеловато.

    8
    84