Рецензия на книгу
Снеговик
Ю Несбё
Аноним30 июля 2017 г.Ледяное разочарование
Пожалуй, каждый, кто держал в руках хотя бы несколько произведений современной скандинавской литературы, неосознанно задаёт ей высокую планку. "Классический скандинавский трэш", "фирменный скандинавский хоррор" - не так уж редко встречаются подобные выражения, и немудрено - север Европы богат на жуткие, кровавые, пробирающие до костей истории. Если я выбираю книгу скандинавского автора в книжном магазине, заранее настраиваюсь на острую атмосферу холода и снега, нервное и эмоциональное напряжение, изобличение всевозможных человеческих пороков и облачение их в яркую, извращенную, беспощадно честную форму. Прежде мне не довелось разочароваться ни разу, а вот "Снеговик" подкачал. Для меня это оказался тот самый случай, когда не стоило доверять отзывам и рецензиям, в один голос утверждающим, что "очередное расследование Харри Холе не оставит читателя равнодушным, пробудит в нём первобытный страх и будет держать в стальных тисках ужаса до самого конца, и, конечно, вы ни за что не угадаете, кто убийца!"
На практике угадать, кто убийца, не составило труда, а хвалёные "тиски ужаса" ограничились элементарным желанием читателя подтвердить собственную теорию, не более. Единственное, что меня действительно зацепило - переходы между персонажами в рамках одной главы. Это красиво, это на самом деле имеет освежающий, даже бодрящий эффект, напоминающий, что здесь, вообще-то, детектив, а в нём положено хотя бы иногда переживать за судьбы протагонистов и ход расследования. Стиль Ю Несбё в целом приятен: он не перегружен сложными конструкциями, в нём нет утомительных описаний ландшафтов, он чёткий, в чём-то строгий, без излишеств. И тем не менее, картинка перед глазами возникает вполне цветная, убедительная, позволяющая понять, в каких условиях развивается сюжет; в чём-то пейзажи "Снеговика" отражают внутреннее состояние главного героя, однако, несмотря на это, мне не хватило эмоциональности. Много действия, много диалогов - мало чувств. Это сделало текст сухим, твёрдым - словно есть там что-то в глубине, какая-то вкусная, соблазнительная начинка, но до неё не добраться сквозь непробиваемую ледяную стену. Даже нежность и тоска, испытываемая Харри к Ракель, ничуть не трогает, остаётся будто дежурным жестом, "ведь все нормальные люди страдали бы в такой ситуации". Не придавай автор Харри "обычные" черты, явно силясь втолкнуть его в разряд "обыкновенных героев", Харри стал бы куда более притягательным - но, увы, что есть, то есть.
Пожалуй, первые две трети "Снеговика" вызвали у меня если не восторг, то радость - ведь я редко ударяюсь в детективы, а здесь мне было по-настоящему интересно, кто же водит полицейских за нос. Сами персонажи, их мотивация, их манера поведения - всё это подстёгивало любопытство, заставляло рассуждать, кто же мог поступить так, а не иначе, почему именно так, что вынудило бы того или иного человека пойти на убийство замужних женщин с детьми. Ю Несбё начал замечательную партию - увлекательную, с грамотно расставленными фигурами на доске, и игра шла восхитительно хорошо. Арве Стёп с его маниакальной похотью, идеей фикс на матерях и двуличием; Идар Ветлесен - поразительно искренний в своём желании заработать деньги и вдруг представший добрым помощником униженных и оскорблённых, врач, которого никогда не считали врачом; Катрина Братт - чертовски умная, чертовски находчивая, подозрительно увлечённая женщина с тузами в рукаве; сам Холе - проблемный алкоголик, балансирующий на грани отчаяния, цепляющийся за всё, лишь бы удержаться, даже за серийного убийцу. Карты можно было тасовать, как угодно, самым неожиданным образом, но Ю Несбё свернул на самую очевидную тропу. Финал разрушил весь карточный дом - дом, который в завершённом виде мог бы выглядеть замком.
Возможно, на мою оценку повлияла обида: в тот момент, когда я закрыла книгу, к горлу подкатила тошнота. Автор растоптал всё то, что я могла бы восхвалять ещё долго. Я ожидала какого-то фантастического финта, внезапного поворота, который перевернул бы дело вверх тормашками; в результате у убийцы мотив - не мотив, а отвратительная в своей избитости причина, которая не пробуждает не то что ненависти к нему, но даже сочувствия. Финал - ни грамма трагедии, ни грамма комедии; он ровный, будто бы отстранённый. Это вполне логично, учитывая отношение Холе к работе, однако читателя режет не хуже ножа. Я уже не говорю про старомодное, набившее оскомину противопоставление "добра" и "зла" - "Снеговик" до сдержанного недоумения однобок. А это на корню пресекает интригу.
Вывод: "Снеговика" вполне можно читать до того момента, когда заявляется, кто же этот Снеговик, от лица Снеговика. Дальше - пустая трата времени: ваша фантазия будет оригинальнее произошедшего.
3119