Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сара Бернар

Софи-Од Пикон

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июля 2017 г.

    Ознакомиться с биографией Сары Бернар мне захотелось по двум причинам. Во-первых, это моё почтение к личности Оскара Уайльда и глубокое доверие его художественному вкусу. Из разных источников я знала, что Уайльд высоко оценивал сценическую игру Сары Бернар и даже считал её своим другом - в каком-то смысле, так как когда с ним приключилась беда, она так и не пришла на помощь, разыграв при этом одну из своих дешёвых истеричных сцен, впрочем об этом после. Во-вторых, я сильно люблю книги из серии ЖЗЛ, которые то ли благодаря своему очарованию делают любую биографию (даже самой неприятной или заурядной личности) увлекательной, то ли это моё пристрастие к ним создаёт такой эффект плацебо.
    Как бы то ни было, приступая к прочтению, я понимала, что меня вряд ли особенно заинтересует биография актрисы, эта изнанка театра. Читая о театре и сценическом искусстве я всегда зевала, и всё это казалось мне излишним для того, кто сам есть не актёр, но зритель.
    И вот, после прочтения этой небольшой биографии моё мнение лишь утвердилось, а в отношении непосредственно Сары Бернар - даже приобрело ещё более негативный характер. Стоит заметить, что это жизнеописание составила французская актриса, окончившая Парижскую консерваторию, где, собственно, училась и сама Бернар. В этом смысле я прониклась симпатией к автору, ведь это не отстранённый исследователь, а человек, прошедший практически по стопам Сары Бернар. Это действительно приятно. Кроме того, перевод ЖЗЛ выполнен по французскому изданию серии биографий Gallimard.
    Ну и наконец, переходя к самому тексту. Действительно занимательными мне показались только первые главы, где речь идёт о детстве и юности Сары. Со всей полнотой там раскрыта напряжённая ситуация в её семье, болезненные отношения с матерью, скитания по разного рода приютам, в которые мать её отсылала. Это всё в конечном счёте приводит к формированию у неё истерического характера, нездорового интереса к тематике смерти и также склонности к причинению себе вреда. Как считает автор (и не только автор, а также и бросивший Сару отец), её дальнейший образ эдакой роковой соблазнительницы и вообще ветреной дамы тоже сформировался под влиянием матери-куртизанки. И всё это вместе воспроизвело такую отвратительную личность, что после некоторых её выходок, мне хотелось просто захлопнуть книгу. Очень сложно судить об актёрском мастерстве Сары Бернар, ведь я не представляю себе, как она исполняла свои роли, насколько это было уместно для публики того времени, как вообще всё это воспринималось в театре! Можно судить лишь по жизнеописанию (которое сообщает нам, что Сара Бернар была необычайно трудоспособной актрисой, в буквальном смысле не жалеющей себя); по сохранившимся фотографиям, видео и аудиозаписям, на которых я вижу экзальтированную, нервную женщину и слышу её заунывный, монотонный, но по-своему притягательный голос. Всё это несомненно заслуживает уважения, и, наверное, правы иные, кто считает, что лучше судить художника по его творению, а не по его личной жизни, потому что как только читатель погружается в личную жизнь этой актрисы, всё это очарование сразу же спадает. Достаточно прочесть описание её комнаты - со стенами и даже окнами обитыми чёрным атласом, с чучелами летучих мышей, скелетами, черепами, гробом, в котором она частенько спала - как желание узнать обитателя этого жилища сразу пропадает. От описания её бесконечного хоровода любовников голова шла кругом, а когда я узнала о разного рода проделках, которые она применяла в отношении мужчин, чтобы клянчить деньги - мне она вконец опротивела. Говорят, Сара Бернар весьма успешно имитировала при своих любовниках кровохаркание (для этого у неё была припрятана шпилька в носовом платке, которой она в нужный момент укалывала себе десну), дабы вызвать жалость и прилагающиеся к жалости деньги. Впрочем, все эти трюки она в последствии оставила в своём прошлом куртизанки, впоследствии её доходов хватало на безбедное существование, на обеспечение неизвестно от кого рождённого сына (любопытный случай: когда Сара Бернар начала требовать с предположительного отца мальчика деньги, он ей сообщил о сомнениях в своём отцовстве, ведь "когда садишься на куст колючек, то никогда не знаешь, какая из них тебя уколола) и ещё на массу капризов - вроде огромной туши мёртвого кита, которого она, обложив солью и льдом, возила за собой по Америке, или на покупку аллигатора, быстро почившего из-за неправильного кормления (Сара кормила - вернее поила - его молоком и шампанским). Помимо разного рода биографических сведений и описаний всех этих неприятных проделок, ЖЗЛ кишит описаниями многочисленных пьес, в которых играла эта актриса.
    Ввиду отсутствия особого интереса к театру и тем более к исполнителям, а также личной неприязни к этому персонажу, я ставлю самому произведению нейтральную оценку (т.к. написано оно всё же талантливо), а читать другие произведения, связанные с Сарой Бернар вряд ли когда-нибудь буду.

    46
    232