Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Овод

Этель Лилиан Войнич

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июля 2017 г.

    Душный июльский вечер, пятница... Спокойствие и лёгкость внутри; зной так плавно растекается по телу, что состояние приближается к полнейшему расслаблению. Вот и подошло время сложить своё мнение о романе, который был дочитан около двенадцати часов назад. Но собраться с мыслями не так просто, хоть я и ощущаю почти что физическую необходимость в этом.

    Мне не хотелось бы говорить много, говорить подробно, да и не выйдет этого потому, что роман, при всей симпатии к нему, я читала на удивление долго, и первое впечатление "вау" немного стёрлось. Но это не значит, что я осталась равнодушной или не полюбила "Овода" и самого Овода в той степени, которая приравнивается к моей оценке.

    Роман повествует о непростой судьбе Артура Бёртона (и, конечно, самой Италии, но я хочу поговорить о герое), весьма обеспеченного и живущего блаженной, до некоторых пор, жизнью. Но однажды, всё круто переворачивается с ног на голову: мировозрение героя вкупе с предательством близких заставляют его пойти на весьма серьёзный и, быть может, безрассудный шаг. Он, изнеженный девятнадцатилетний юноша, совершает настоящий переворот в своей судьбе. Но можно ли его обвинить в глупости и легкомысленности? Поначалу я задумывалась об этом, но позже поняла, как ошибалась.
    Артур - человек, которым правит идея; такой живой, такой настоящий! Сколько же в нём духа, силы, терпения; обаяния, так мягко сочетающегося с язвительностью. Жизнь его, после рокового шага, была по-настоящему горькой, и читала я его рассказ с таким же содроганием, с каким и слушала Джемма. Но он не "сломался", не утратил стойкости. И он, действительно, заслуживает восхищения!


    «– Что толку в клятвах? Не они связывают людей. Если вы чувствуете, что вами овладела идея, – это все. А иначе вас ничто не свяжет.»

    «Беспросветной ямой мог оказаться неведомый мир, но вряд ли в нём будет столько пошлости и грязи, сколько остаётся позади. Не о чём пожалеть, не на что оглянуться. Жалкий мирок, полный низкой лжи и грубого обмана, – стоячее болото, такое мелкое, что в нём нельзя даже утонуть.»

    Признаюсь, революционные нотки романа мне не были особенно близки. Я в этом ничего не смыслю, но читать было довольно любопытно. Понравилось, как автор противопоставляет Овода, Джемму и Мартини - активных участников организации, готовых действовать, не боящихся борьбы - другим, пассивным - предпочитающим пустословие. Мне кажется, такой книгой лет до 20-ти вполне можно вдохновляться.

    Я уже говорила, что читала роман дольше обычного, и, казалось бы, дочитывание должно было стать лёгким, вызвать минимум эмоций, но... вновь не обошлось без слёз. Я держалась до последнего, но письмо Артура к Джемме так сильно резануло моё сердце, что я не выдержала... В глазах встали слёзы, а потом я почувствовала, как они текут по моим щекам. Горячие, большие слёзы.
    Образ героя, несомненно, навсегда останется в моей памяти.


    «И вспомните ещё, что ведь душа немая, у неё нет голоса, она не может кричать. Она должна терпеть, терпеть и терпеть…»

    «В нашем мире нет места таким натурам. Для них с-страдание есть с-страдание, а неправда – неправда. Здесь нужны люди, которые умеют думать только о своём деле.»

    P.S. Читая статью, следующую за романом, в которой говорится, что труд Войнич не был оценён её соотечественниками, более того - был принят с возмущением и равнодушием, но с абсолютной противоположностью его принял советский (и -до) народ, я вновь не удержалась от прилива своей сентиментальности.


    «Все её сверстники умерли, она была почти одинока. Она ничего не знала о том, как относятся к её роману теперь в России, в СССР. Бережно хранила она маленькую книжечку в жёлтой обложке – дешёвенькое издание «Овода» на русском языке, вышедшее в 1913 году. Она считала, что это последнее издание её романа в России.
    Но вот однажды, в конце лета 1955 года, ей принесли апрельский номер советского журнала «Огонёк». В нём была напечатана статья – «Роман „Овод“ и его автор». Взволнованная до глубины души, старая писательница увидела в журнале свою фотографию пятидесятилетней давности, портрет своего отца, мужа.»

    Читая это даже сейчас, я покрываюсь мурашками, так трогает меня всё написанное!
    С того момента, как Войнич узнала о любви русского человека к своему роману, прошло более шестидесяти лет, но его всё равно продолжают читать! И я уверена, что будут читать и дальше! А причина, имхо, в том, что популярность его увековечена :)

    8
    199