Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
1311928 июля 2017 г.Эту книгу я читаю в третий раз. Первый был в семнадцать, еще в школе, когда соседка по парте, не читающая в принципе, буквально захлебывалась от восторга и разговаривала цитатами из книги. Тогда «Мастера и Маргариту» я читала лишь отрывками, что нужны были для уроков. Книга не вызвала никаких эмоции, а на главах про Ершалаим и вовсе хотелось спать.
Вторая раз был в двадцать и мне снова восторженно цитировали Булгакова. Кажется, примерно в то же время прочлись и «Записки юного врача», поэтому «Мастер и Маргарита» действительно вызывал интерес. Но опять же мимо, даже не запомнилось ничего, что произошло после бала у Воланда.
И вот сейчас мне двадцать три и не помнить, чем же закончилась практически культовая вещь, которая есть в школьной программе, как-то даже немного стыдно.
«Мастер и Маргарита» - одна из тех книг, про которые мне просто нечего сказать. И одновременно есть куча мыслей, но все они настолько относятся к разделу «вкусовщина», что и озвучивать их не стоит. Стоит, наверное, начать с того, что понравилось.
Воланд. Им тут сложно не проникнуться, на самом деле. Или просто я сама люблю такой типаж персонажей: знающих себе цену, отчасти скучающих и действительно сильных. Воланд не старается быть ни плохим, ни хорошим. Он в равновесии с самим собой.
Московское общество, назовем это так. Множество имен, множество лиц, но все они сливаются в единую массу, о чем-то суетящуюся, но как-то бестолково. Почему-то во всех московских главах запал именно этот момент. Много людей, но все они слишком мелкие, чтобы выделиться как-то яркой краской. Обычно это я воспринимаю как минус, но тут иначе просто быть не может.
Понтий Пилат. Но его скорее жалко. Уставший, не добившийся того, чего так хотел и мучаемый этим.
И как-то на этом все. Все, понимаете, все из окружения отзываются о «Мастере и Маргарите» с таким восторгом, не зовут иначе, как гениальной, а эта гениальность от меня раз за разом ускользает.
И кажется, я знаю причину.
Мар-га-ри-та. Есть литературные персонажи, которых я не люблю. Есть те, что вызывают брезгливость. И есть те, кто сочетает в себе все это. Маргарита. Безумно, по ее словам, любит Мастера, готова вот прямо сейчас все бросить и уйти жить в его подвал, наблюдать, как он пишет книгу, уверять его в гениальности, но как-то не спешит в итоге уходить от богатого и столь нелюбимого мужа и хорошей сытой жизни. Куча красивых слов, заверений самим Булгаковым о вечности любви, но что на выходе? Да, хранит деньги, что оставил Мастер, да, страдает-умирает-жить без него не может, да, уверена, что лучше него никого не может быть. Да, в итоге «заключает сделку с дьяволом, чтобы вытащить любовника из психушки» (с). Но решилась бы она, не прибудь в столицу Воланд? Сомневаюсь, так бы и страдала, глядя в окно и примеряя новенькие платья.
Наверное, не случись Маргариты, я бы влюбилась в эту книгу, как и многие другие. Потому что она действительно хороша, прекрасна, но…
Но не всем же должны нравиться даже столь признанные вещи.9159