Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана

Олег Дорман

  • Аватар пользователя
    Аноним4 января 2011 г.

    Книжку эту я читала впервые. Фильма не видела, но иногда заставляла себя вспомниать, что это стенография.
    Итак:

    первое, что мне сильно понравилось - то, как это написано.

    Сама речь плавная, с инверсиями и ретардациями, которые почти всегда к месту и никогда не перебивают общую линию рассказа. Надо быть очень умелым рассказчиком, чтоб так уметь.
    И потом - как - это ведь не только стиль.
    Это еще и - какой ты нарратор. Лунгина, вот, к примеру - нарратор внешней фокализации. Даже не так - она одновременно использует и внешнюю, и внутреннюю, но мне просто те моменты, где внешняя, понравились больше. Те места, где она рассказывает не то, что произошло с ней, но - что произошло с другими, с ее друзьями, обрывки разговоров, слухов и рассказы друзей, которые она вспоминает - это дает картину того мира, где они все жили куда больше, чем более-менее постоянные и достаточно сильно режущее мое по крайней мере ухо: "а я", "и только я" и все такое прочее.

    второе, что мне понравлось - это то, что рассказывает это все же взрослая женщина. Она может не помнить чувств, того, как ей было страшно во время войны или как они веселились по субботам после школы - но нежность от этих забытых чувств в тексте очень настоящая.

    И тем не менее, некоторые вещи мне не понравились.
    Например, эта очень явная пренебрежительность к более простым людям - к той же Моте, к слову.
    Еще было очень странно. То есть, я конечно много раз слышала, что там где начинается украинский вопрос... Но не думала, что все так серьезно. Потому что ни об одном из украинских диссидентов или шестидесятников, которым было во многом сложнее, чем русским, она не вспоминает. Хотя вот о Петре Григоренко вскольз упоминает. Наоборот - все у нас тут выходят злосными нациналистами, которые только и делали, что чмырили Некрасова. Это странно.

    Многое другое тоже удивляло.
    Например - как легко, на самом деле, было в то время быть. Даже с пятой графой - Лунгина печаталась, училась в аспирантуре, переводила. Ее никогда не трогали службы - кроме одного только раза.
    Она пишет о страхе, и о том, как он управлял всем.
    Пишет о том, как когда она могла уехать в Париж, отказалась подписываться под письмом в защиту Галича, хотя он был другом их семьи. Потому что ее могли не выпустить в ту поездку.
    И в то же время, Лунгина проявляет удивительное неумения войти в положение других.
    Тех, кого она журит, за то, что те не устояли - не поддержали, голосовали как все. Те, кто не делал того же, что она. Но откуда ей знать, что было терять тем людям? Что такого у них было, что им юыло терять страшнее, чем уважение коллег и бывших друзей?

    С книжкой хочется спорить. А некоторые моменты хочется запомнить - как она не позвала своего отца остаться, например.
    Потому что это в самом деле очень важно.

    А раз с книжкой хочется спорить - она стоит того, чтоб ее читали.

    Первая книжка этогодишнего флешмоба, читано по совету Roni , за что спасибо ей огромное

    20
    71