Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

По ком звонит колокол

Эрнест Хемингуэй

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июля 2017 г.

    Не впечатлило.

    "По ком звонит колокол" - первое мое знакомство с творчеством Хемингуэя, мягко скажем неважнецкое.

    Что могу отметить в-целом по сюжету? Действие романа протекает на фоне гражданской войны в Испании и борьбы социалистов-республиканцев с националистами, которых поддерживал нацистский режим. Военный специалист Роберт Джордан, американец по национальности, выступает в качестве подрывника на стороне республиканцев. Он получает задание взорвать мост в горном районе, однако, один провернуть операцию он не может, поэтому вынужден искать себе помощников среди отряда партизан, поддерживающих Республику. Там в этом отряде Роберт встречает девушку по имени Мария. У них завязывается роман. В принципе, по сюжету - все без учета развязки.

    Теперь попробую объяснить почему никакого восторга данное произведение у меня не вызвало, хотя котируется в мировой литературе оно очень высоко и возводится в ранг классики.

    1-ый момент. Переживание за главного героя отсутствует.
    Он убийца, наемный солдат, который добровольно участвует в боевых действиях на территории чужого далекого государства. Американец убивает испанцев на их же территории. Это несправедливо.
    Показателен момент с Пабло, когда Роберт хотел его застрелить, посчитав что тот несет опасность делу, хотя Пабло справедливо сомневался в успехе операции и не хотел гибели своего отряда, соответственно, по мнению главного героя он был опасен. А ведь Роберт был на грани совершения убийства.

    2-ой момент. Отношения Роберта и Марии.
    Фактически ничего не зная друг про друга, оба признаются друг другу в любви в первую же ночь после своего знакомства. Это абсурд. Прагматичный Роберт, преданный своему делу не должен был отвечать взаимностью, поскольку груз отношений мог помешать успеху операции. А то, что Роберт был фанатиком своего дела, видно из его постоянных переживаний по поводу подрыва моста. Он был обязан понять ненужность таких отношений, но поддался искушению. Более того, в любовь с первого взгляда я не верю, особенно в условиях жизни в пещере, где элементарно нарушены санитарные условия.

    3-ий момент. Флешбеки и лишние сюжетные линии.
    На протяжении всего романа мы погружаемся в ретроспективы главного героя. Я ждал объяснения, почему же американец приехал в далекую для него страну и начал воевать на стороне республиканцев. Что конкретно повлияло на его взгляды? И как он обрел связи в Мадриде, и кто такой вообще Гейлорд, у которого его единомышленники любили собираться?
    Воспоминания Пилар понравились, особенно, сцена казни фашистов на городской площади. Квинтэссенция человеческого безумия.
    Сюжетная линия с Андреасом вообще лишняя, так как ни к каким последствиям не приводит, а лишь нагружает роман.

    Остальные моменты.
    Странная развязка


    Мария стояла возле него на коленях и говорила:
    — Роберто, что с тобой?
    Он сказал, обливаясь потом:
    — Левая нога сломана, Мария.
    — Мы тебе ее перевяжем, — сказала Пилар. — Поедешь вот на этом. — Она указала на одну из вьючных лошадей. — Снимайте поклажу.
    Роберт Джордан увидел, что Пабло качает головой, и кивнул ему.
    — Собирайтесь, — сказал он. Потом он сказал: — Слушай, Пабло, иди сюда.
    Потное, обросшее щетиной лицо наклонилось над ним, и в нос Роберту Джордану ударил запах Пабло.
    — Дайте нам поговорить, — сказал он Пилар и Марии. — Мне нужно поговорить с Пабло.
    — Сильно болит? — спросил Пабло. Он наклонился совсем близко к Роберту Джордану.
    — Нет. Вероятно, перерван нерв. Слушай. Вы собирайтесь. Мое дело табак, понимаешь? Я только скажу несколько слов девушке. Когда я тебе крикну: возьми ее, — ты ее возьми. Она не захочет уйти. Я только скажу ей несколько слов.

    Роберт, поняв, что может стать обузой, отказывается ехать с отрядом дальше. А ведь стоило попытаться! Может быть и получилось, но почему-то кажется, что автору нужна была жертва, чтобы вызвать сочувствие. Повторюсь , не вызвал.

    По поводу диалогов: все довольно хорошо, но местами есть лишние моменты наподобие этого диалога:


    -Мария.
    -Да.
    -Мария.
    -Да
    -Мария.
    -Да. Да.
    -Тебе холодно?
    -Нет. Натяни мешок на плечи.
    -Мария.
    -Я не могу говорить
    О Мария, Мария, Мария!

    Итого. Вполне читабельно, преимущественно скучновато, но есть интересные моменты, особенно кульминация. Сюжет ровный с присутствием лишних сюжетных линий. Моя оценка произведению: нейтрально. Читать бы не рекомендовал.

    5
    262