Рецензия на книгу
Герой нашего времени
Михаил Лермонтов
Аноним21 июля 2017 г.Процесс чтения таких книг немного напоминает борьбу: я изо всех сил стараюсь прочитать её как обыкновенную книгу, возможно, даже немного более требовательно подходя к содержанию, она же мне запросто так ответствует: "мне абсолютно безразлично, какого ты обо мне мнения." Всё равно, попробую написать рецензию, абстрагируясь от факта, что это - Известный Роман Великого Автора, С Которым Безоговорочно Должны Быть Знакомы Все.
Мы имеем не столько роман, сколько психологический портрет человека, который явно не вписывается в устои своего времени и в конце концов производит на всех с ним сталкивающихся отрицательное впечатление (хотя его внешность, манеры и богатство так или иначе притягивают этих недовольных к нему). Но и как таковой он читается, всё-таки, не то чтобы очень интересно. Все сюжеты вращаются вокруг тем смерти и любви, обретающих более резкие черты вдали от цивилизованного общества того времени. Выдающийся ум и способность контролировать свои чувства (до какой-то степени) он использует исключительно для игры на чувствах людей, причём он не только точно выбирает уязвимых личностей, но и, похоже, отказаться от такого дёргания за ниточки не в состоянии. В «Тамани», вместо того, чтобы лечь спать, он сперва подчиняется, казалось бы, совершенно непонятному, но компульсивному приступу любопытства, а затем, даже не задумываясь, провоцирует людей, которых он не знает, угрозами выдать их властям. Даже два-три дня он не в состоянии провести без психологического наркотика.
Но думаю, проводить анализ произведения и самого «героя» здесь смысла нет. Закрыв книгу, я так и не понял, зачем я её перечитывал – кроме общения с М.Ю.Л., необходимость перечитывания осталась загадкой. Тип нарисован замечательно, настолько, что его действия не удивляют и не поражают; для людей середины XIX века, не начитанных в психологии, Печорин поразителен, но вряд ли – для читателя даже конца XX века, не говоря уже о нынешнем. Зачем школьникам непременное знакомство с таким типом людей – тоже остаётся слегка неясным, если только мы не хотим учить их довольно простым способам манипулирования людьми или тому, как изображать из себя «демоническую личность» и «ом фаталь». Не затрагивая вопрос положения этого романа в литературе своего времени, хочу сказать, что, мне кажется, далеко не всем современным читателям эта книга нужна и важна. Близки ли современному человеку объяснения г-на Печорина, как и почему он стал маргинальной личностью? Или лучше прочитать, например, «Исповедь маски» Мисимы? Боюсь, что «Герой нашего времени», наравне со многими другими общепризнанными шедеврами российской культуры, ждёт переоценки, ведь он написан отнюдь не для того, чтобы читатель попереживал над судьбами Бэлы или княжны Мери.
19375