Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Alex_Frolova21 июля 2017 г.Роман «Сто лет одиночества» льется, как песня. В чем не откажешь Маркесу, так это в поэтичности. Что бы он ни описывал - радости плотских утех, полные хозяйственных забот будни или ужасы войны - слова звучат, как музыка. Иногда эта сладостная напевность вступает в такой резонанс со смыслом, что становится страшно.
Пытаясь определить лейтмотив этой странной и завораживающей мелодии я несколько раз меняла своё мнение, а, перевернув последнюю страницу, оказалась окончательно сбитой с толку.
Вот начало романа - романтическая и полумистическая история основания совсем юного селения Макондо, вдохновенные искания мятущегося Хосе Аркадио Буэндиа, плутовские и волшебные проделки цыган, старинные пергаменты, поиски философского камня. Лёд и летающая циновка для жителей Макондо предстают чудесами одного порядка. «Так вот ты какой, магический реализм, - хотелось воскликнуть мне, - а ты не так страшен, как казалось мне, с подозрением относящейся ко всему магическому, и долго не решавшейся взять эту книгу в руки».
По мере взросления детей Хосе Аркадио и Урсулы роман неуловимо начинает напоминать латиноамериканскую мыльную оперу, где многие любили, да немногие вышли замуж. Страсти, возникающие внезапно и кипящие столь бурно, оканчиваются так же бесславно, как все бесчисленные увлечения и рационализаторские идеи основателя рода.
Время от времени читателю, плавно качающемуся на волнах в этом море несчастной любви, выдается ступить на твердую почву глав о быте семьи Буэндиа, а заодно и о социально-экономическом развитии Макондо — за них практически в одиночку отвечает Урсула — пожалуй, единственный персонаж романа, твердо стоящий на ногах. Кажется, только она и удерживает этот зыбкий мирок на плаву, привязывает его к реальности, не давая рассыпаться в прах или разлететься на обрывки снов, воспоминаний и бредовых идей.
Совсем иначе роман начинает звучать, когда Аурелиано Буэндиа вступает на тропу войны — тревожно. Хотя жуткие вещи и сглаживаются какой-то нарочитой карикатурностью повествования, что-то подсказывает, что с этих страниц Макондо никогда не будет прежним.
После того, как полковник Аурелиано Буэндиа проигрывает все свои 32 восстания, события романа развиваются все стремительнее, темп нарастает, героев словно несет непрерывно ускоряющимся течением к кем-то заданной неизбежности.
Здесь все отчетливее проступает цикличность романа. Потомки Хосе Аркадио вновь и вновь наступают на оставленные им грабли, совершают те же ошибки, в нагрузку к именам своих предков получают тени их нелегких судеб. Новые витки сюжета во многом повторяют предыдущие, но словно отражают их в кривом зеркале или пародируют.
Конечно, сквозь это тягучее, томное, мелодичное повествование отчетливо проступает история, как минимум, Латинской Америки, а то и всего человечества. Эта книга — большая метафора, но очень и очень печальная.
Габриэль Гарсия Маркес — певец бессмысленности жизни. Его герои воюют, любят, изобретают, трудятся, витают в облаках, прожигают жизнь, занимают должности и основывают предприятия, но все без толку. Я бы не сказала, что их главная беда в одиночестве — скорее в том, что они патологически не умеют его готовить. Их не спасут ни философские прозрения, ни любовь. Все тлен. «Сто лет одиночества» — прекрасная песня о тщете.6186