Рецензия на книгу
An Ember in the Ashes
Sabaa Tahir
Аноним21 июля 2017 г.Прочтение "Голодных игр" подготовило меня к тому, что есть хорошее подростковое чтиво и помимо "Гарри Поттера", а также что известный - не значит плохой. Поэтому я даже не особо удивилась, когда в моем личном рейтинге книга Тахир не только догнала, но и перегнала Коллинз с ее Китнисс. В чем секрет? На мой взгляд - в удивительно гармонично выстроенном автором балансе.
Но обо всем по порядку.
Мир "Уголька в пепле" - весьма суров и печален. Есть Империя, подчинившая себе всех, до кого смогла дотянуться. Секрет ее завоеваний - строгая подготовка элитнейших войск вкупе с оружием высочайшего качества, противостоять которому враги не способны. Но нынешний Император совсем одряхлел и у него нет наследника - и религиозные старейшины организуют кровавое и жестокое соревнование между четырьмя лучшими выпускниками самой лучшей военной школы за право стать новым Императором.
Должна сразу оговориться - в книге два главных героя, девушка и юноша. Но двигающей силой сюжета является именно то, что я обозначила параграфом выше, хотя к девушке это до последних страниц книги практически не имеет отношения. По структуре "Уголек" - классическая плетенка (кусочек от одного лица, кусочек от другого и так далее), и таким образом главы, посвященные борьбе за корону (в которой участвует главный герой) переплетаются с главами скорее лирическими, посвященными нелегкой доле героини, представительницы одного из угнетенных племен, связанной с Сопротивлением и мечтающей спасти из застенок брата.
Гармония Тахир заключается в невероятно тонком, буквально ювелирном равновесии между героем-юношей, который точно Императором быть не хочет и участвует в поединке вынужденно, поневоле (и его цель при этом максимально расплывчата - "о дайте, дайте мне свободу", как-то так), но при этом именно с ним происходит 80% от всего количества экшена, боев и напряженных сцен - и между девушкой, цель которой невероятно четкой красной нитью проходит через всю книгу, но вот со средствами ее достижения у героини большой косяк, она вынуждена довериться людям, которые попросту ее используют, а посему цели она, конечно же, не достигает.
Это я все к чему? Книга интересна, когда у ГГ есть цель и когда он предпринимает активные действия для ее достижения. В "Угольке" автору удалось разнести это необходимое условие на двух персонажей - и таким образом обогатить произведение двумя сторонами одной медали (герои - выходцы из разных миров, у них два взгляда на мироустройство, они вообще большую часть времени по разные стороны баррикад, как минимум внешне), ну и показать разнообразие отношений, дополнительное число итераций etc.
В "Угольке" требование начинать произведение in mediam res (буквально "в середине действия") доведено до абсолюта - первая же глава бросает героиню из огня в полымя, а читателя заставляет сопереживать ее огромной потере. По сути никакой экспозиции, ничего похожего на введение - и хотя в дальнейшем акцент быстро смещается с героини на героя, это ничуть не мешает с замиранием следить за происходящим на страницах.
"Уголек в пепле" - первая книга из запланированной Тахир тетралогии, поэтому автор позволил себе щедро развешивать ружья и бросать намеки, которым еще предстоит сыграть в дальнейшем. Произведение буквально соткано из конфликтов - ни одного персонажа-статиста, все вовлечены во что-нибудь и на чьей-нибудь стороне. И все только начинается…
Одна из немногих серий, продолжения которой буду ждать с огромным нетерпением.8198