Рецензия на книгу
Утонченный мертвец
Роберт Грэм Ирвин
polina_ts20 июля 2017 г.Изучение Роберта Ирвина я решила начать с "Плоти молитвенных подушек" и после прочтения несколько зависла - удовольствие-то я получила, а вот написать рецензию на нее...
Случайным образом ткнув в другие его книги, попала на "Уточненного мертвеца" (оно же "Изысканный труп") и пропала.
Сначала это читалось как любовный роман от лица творческого, но странного. Казалось бы - вот оно счастье, Художник нашел свою Музу! История романа и вправду странная: во время эксперимента Художник в повязке и ничего не видит, Муза будто нисходит на него с небес (на самом деле подходит в баре). Практически сразу она им овладевает: слепой, он идет туда, куда она его ведет, и ждет ее, когда она исчезает. В общем-то на этом их роман мог бы остановиться - и тогда он был бы счастливым (а роман превратился бы в рассказ, мимолетный и светлый).
Но он встречает ее вновь, как ни странно, не разочаровывается, а влюбляется все больше и больше. Роман развивается вроде бы логично и приятно, но где-то на фоне зреет тревога (тем более что в начале книги уже говорится, что Кэролайн (так зовут Музу) пропала, а книга - просто попытка ее найти). Вот первые ссоры, вот неадекватное поведение Художника, вот третий лишний (кстати, только сейчас поняла, что имена в этом треугольнике у всех на К - Каспар, Кэролайн, Клайв), вот уход Музы. Практически навсегда.
Художник мечется и едет в Берлин, где сюрреализм выставляют для того, чтобы осуждать, а не любоваться:
"Пока мы с невидимой Кэролайн рассматривали картину, мне вдруг пришло в голову, что у сюрреализма с нацизмом есть одна точка соприкосновения, которая делает их если не соучастниками, то сообщниками. Изначально сюрреализм ставил перед собою задачу поражать и шокировать публику. И вот, наконец, здесь, в нацистской Германии, мы нашли аудиторию, готовую принять нас всерьез. Мы повергли их в шок. Дома в Англии мы наряжались в костюмы горилл и в тяжелые скафандры подводников, и, стоя на головах на роялях, читали пространные лекции посетителям художественных галерей о том, что наше искусство – искусство высшей реальности – призвано возмущать, эпатировать и провоцировать обывателя, а в ответ получали тоскливые улыбки на скучающих лицах и, в лучшем случае, вежливые возражения, а здесь, в Мюнхене, наши работы, официально объявленные «возмутительными» нацистским правительством, хотя бы обрели надлежащий статус. Я обозначил себя возмутителем спокойствия, и доктор Геббельс со мной согласился."И если сейчас его осуждают, то уже в конце книги он сам будет сортировать немецкое искусство в попытке избавить его от следов нацизма...
Он возвращается в Англию, находит работу, теряет работу, пьет и развлекается, как-то переживает Вторую Мировую, идет к психоаналитику и вроде бы пытается наладить свою жизнь, но никак не получается. И вот он пишет книгу как крик души в поисках своей Музы, а в последней главе она появляется - после 16 лет тишины. И так же исчезает, кратко рассказав историю...Каспар большую часть книги вызывает не самые приятные чувства. Конечно, его жалко, но все же он как человек далеко не очень приятен. Казалось бы, история искусств много раз говорила, что делать, когда нашел свою Музу, но быть с ней не можешь: пиши стихи, картины с ней, спокойно женись на другой, которую будешь любишь как человека, а не как абстрактное понятие, твори себе... И уж тем более нет смысла идти к психоаналитику и при этом саботировать всю работу, уж проще не ходить, не тратить свои деньги и чужое время.
Тем не менее он выдает довольно большое количество небесспорных, но интересных идей и размышлений, за ним довольно увлекательно наблюдать, хотя в его жизни происходит не очень многое.Книга в общем-то в очередной раз доказала мне - творческие люди прекрасны издали, когда не отделяешь их от их произведений. А вот приближаться не стоит, уж слишком легко они портят жизнь себе и окружающим.
4132