Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Том 3. Вдали от обезумевшей толпы

Томас Харди

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июля 2017 г.

    Лето в деревне

    Мой любимый период в литературе — это, конечно же, викторианская эпоха, представители которой — в особенности Чарльз Диккенс и сёстры Бронте — уже давно успели завоевать мою любовь и обожание. В этом году состоялось моё долгожданное знакомство с творчеством таких прославленных викторианских писателей, как Элизабет Гаскелл, Томас Гарди, Оскар Уайльд и Брэм Стокер. В данной заметке речь пойдёт о романе «Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Гарди, которого называют последним писателем викторианской эпохи.

    С самого начала повествования обращает на себя внимание сложность и многогранность характеров главных героев. У каждого из них есть и светлая, и тёмная сторона личности, поэтому и отношение читателя к ним в ходе развития событий неоднократно меняется.

    В центре повествования находится гордая, своенравная, острая на язычок, зачастую неоправданно жестокая по отношению к близким молодая девушка по имени Батшеба Эвердин, которая после смерти дяди неожиданно для себя становится хозяйкой крупной фермы. Она не спешит нанимать управляющего, а сама скрупулёзно вникает во все тонкости ведения такого большого хозяйства и, несмотря на скептицизм окружающих, преуспевает в этом непростом для себя начинании. К концу романа эта энергичная, весёлая, улыбчивая девушка под воздействием обстоятельств всего за пару лет превратится в подавленную горем женщину, которая уже никогда не сможет беззаботно шутить и смеяться, но всё же найдёт своё тихое счастье с Габриэлем Оуком.

    Габриэль был преуспевающим фермером, мечтавшим сделать состояние на разведении овец, однако, несмотря на все свои старания, он разоряется и нанимается простым пастухом к Батшебе, которая горделиво отвергла его ухаживания в самом начале романа. Габриэль — парень прямолинейный. Всё, что накипело у него на душе, он выкладывает человеку прямо в лоб, что, естественно, приводит к новым обидам и конфликтам. В трудных жизненных ситуациях, не зная как поступить, Батшеба часто обращается к нему за советом и сама же обижается на него за то, что Габриэль говорит ей правду, а не то, что она хочет от него услышать. Благодаря этому, Оук зарабатывает в глазах читателя положительную репутацию, которая серьёзно пошатывается из-за того, что, однажды похоронив свои романтические устремления в отношении Батшебы, он всё же быстро прибирает её к рукам после исчезновения соперников.

    Другой поклонник Батшебы — живущий по соседству богатый фермер Уильям Болдвуд — человек замкнутый и молчаливый, привыкший скрывать обуревающие его чувства под внешней невозмутимостью и холодным спокойствием. Шутливая записка, посланная ему Батшебой в День Святого Валентина, пробуждает в Болдвуде поистине демоническую одержимость, незаметно для окружающих перерастающую в психическое расстройство, жертвой которого падёт муж главной героини Фрэнсис Трой.

    Трой — бравый сержант драгунского полка — в отличие от Оука и Болдвуда, знает, как понравиться Батшебе и, оставив их с носом, быстро завоёвывает её сердце. Отвергнутые ухажёры даже объединяются в тщетной попытке предостеречь Батшебу от увлечения Троем, о котором ходит дурная слава. Ещё до знакомства с будущей женой у Троя была связь с бедной девушкой по имени Фанни Робин. Однако тут не всё так предсказуемо, как, к примеру, в романе Элизабет Гаскелл «Руфь», где легкомысленный негодяй бросает забеременевшую девушку на произвол судьбы.

    Трой по-настоящему любил Фанни и собирался на ней жениться, но свадьба не состоялась из-за того, что невеста перепутала церкви и потому не явилась на церемонию. Затем, по словам Троя, он на беду повстречал Батшебу, и она свела его с ума своим кокетством. Узнав, что Фанни в бедственном положении находится в соседнем городе, Трой спешит к ней на помощь со всеми своими сбережениями. Он, вопреки привычке, даже не спустил их по пути на скачках. Но оказывается уже слишком поздно: Фанни погибает при родах вместе с ребёнком. Убитый горем Трой оплакивает свою возлюбленную, на все свои деньги ставит ей самый роскошный памятник и уходит от ненавистной жены.

    Таким образом, в ходе повествования отношение читателя к Трою постепенно меняется от отрицательного к положительному, тогда как в случае с Оуком и Болдвудом, можно сказать, происходит обратное.

    В заключение не могу не подчеркнуть, что это очень летняя книга. Читая её, вы будете окружены ароматами солнечных лугов, скошенной травы, овечьей шерсти, новорожденных ягнят, парного молока, цветочного мёда — и будто проведёте лето в деревне. Роман охотно поделится с вами своим теплом как нынешним дождливым летом, так и холодными зимними вечерами.

    11
    178