Рецензия на книгу
Толстая тетрадь
Агота Кристоф
Froid19 июля 2017 г."Сказка о самоубийстве" близнецов.
Сегодня я перечитала эту книгу [да, я мазохист]. Исключительно потому, наверное, что мне хотелось понять, что это было тогда, в моём далёком 2003. За это время я стала в два раза старше, и, надеюсь, немного мудрее.
С удивлением я осознала, что книга стёрлась из памяти, как ненужное воспоминание. Разумеется, я бы не стала к ней возвращаться, если бы не такое настойчивое упоминание о ней вокруг меня в моём окружении в данный момент и если бы она не числилась в любимых у дорогого мне человека. И мне захотелось освежить эту память, воскресить былое, посмотреть на прошлое, сравнить. Хотя, сравнивать и нечего, поскольку я ничего, кроме того, что это книга о близнецах во время войны, не помнила.
И, казалось бы, это должно было меня насторожить. Однако, не насторожило, а жаль.
Пока я читала, я удивлялась. Тому, что писали об этой книге - и положительного, и отрицательного. Жестокость? Наверняка я просто бесчувственный чурбан, однако, некоторые вещи в других книгах показались мне более жестокими, чем здесь. Тем более, как можно обратить внимание на эту жестокость, если повествование в первой части идёт от лица близнецов, которые абсолютно, просто архиантиэмоциональны. Они и пытаются вытравить из себя все эмоции своими "упражнениями", но этот детский максимализм меня не привлёк и не поразил, и не удивил. И - что важнее, - не затронул. Поэтому сцены в этой части показались мне абсолютно игрушечными. Их туда впихнули, чтобы кое-как, кособоко и криво, показать "ужасы войны" и оправдать всю жестокость, виденную вокруг, хотя, если честно, время и место действия могли бы быть абсолютно другими. И ничего бы не изменилось в сущности, поскольку война тут идёт мимоходом, вскользь.
Убийства ради убийства, зарисовки тех самых "ужасов" и тому подобное, втиснутое в повествование, написанное языком, который [я поймала себя на мысли, кстати] очень похож на язык в "Сказке о самоубийстве", не могут ни отвратить, ни толком напугать. Потому что у них нет основы, нет подоплёки, нет ничего, что к ним ведёт - ни жестоких образов самих близнецов [скорее, они смахивают на социопатов] с детством, где их исключительно бы морили голодом и били [хотя первая часть их детства на это туманно намекает, мы этого не видим, и не видим последствий этого]; нет пресловутых "ужасов войны", всё как-то даже слишком буднично. Иными словами - в это ни капли не веришь, просто ни капли. Ни в жестокость, ни в смерти, ни в безэмоциональность [тогда никак не объясняется отношение к бабушке и к матери, особенно к тем скелетам. что это было, вообще?!].Ни во что. Не веришь. Автор просто нагромоздил обрывки, никак не вяжущиеся между собой, и попытался [только попытался] сдобрить это отвратительными/ужасными/жестокими сценами, которые ниоткуда приходят и в никуда ведут.
Про развитие персонажей - быстро же Лукас стал другим человеком. Значит, всё "вытравливание" эмоций пошло насмарку. И опять-таки к этому ничего не ведёт, кроме ухода брата. Да, скорее всего, это потрясение для близнецов, однако, для чего было разделяться, и как вообще это решение пришло им в голову? "Пришло, и всё тут! Так надо!" - топает ногами автор, краснея от гнева. Хорошо, автор, но мотивация у героев какая-либо должна быть?.. Они стремились изменить свою жизнь? Не особенно. Они стремились уехать из страны, охваченной войной? Нет. Когда мать пытается их увезти, они сопротивляются. Тогда какого чёрта, Кристоф, какого чёрта? Чтобы убить просто так ещё одного персонажа, потому что "так захотелось"? А потом сказать, что всё было не так, я пошутила.
Не смешно.
Да, я не пошутила, кстати. Потом мы выясняем, что всё вообще было не так, а у героя-автора предыдущих текстов было лёгкое бредовое расстройство вкупе с графоманией. Захотелось ему, видите ли, приукрасить слегка реальность [скелетами и трупами, да, у каждого свой вкус]. Опостылело ему жить так, как он жил, видите ли, вот и почудились ему [а может, и нет, может, это так близнецовость влияет - на такие способности? а? а? Битва Экстрасенсов рыдает и желает заполучить героев в свою новую программу] картинки из того, чего быть не могло. Не очень понятно, по какой причине сам Клаус-Лукас не говорит о жизни заграницей, о ней мы знаем какие-то непонятные крохи, что тоже выглядит искусственно, надуманно и игрушечно. И здесь же, как и всегда, все объяснения останутся за кадром - почему Клаус поступил так, а не иначе, и остался с матерью, почему Лукас вёл себя именно так, как вёл, и придумал какую-то идиотскую фантазию вместо "фактов", почему я перечитала эту книгу, и главное - зачем?..
Освежила в памяти. Проморгала мерзость и отвращение - ибо не так уж это мерзко и отвратительно. Уверена, что у какого-нибудь Малахова в его наивном ток-шоу с его тестами ДНК истории бывают на порядок отвратительнее хотя бы потому, что это будет отчасти, но реально. Хотя бы выглядеть. Здесь Кристоф вообще ни разу не претендует на достоверность, а просто швыряет нам эту книгу в лицо, и, пока мы отходим от лёгкого сотрясения мозга, морщась от боли и потирая вскочившую шишку, вопит что-то вроде: "Ага-га-га! Моя книга проникла в ваше сознание!" Увы, нет, автор, удар по башке увесистым томиком не сделает из вас великого писателя. Страшно было бы подумать, что сотворило бы с читателями издание "Войны и Мира". Причём, все тома.
Разумеется, после сей макулатуры мир остался прежним. А вот леса - леса жалко.6261