Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

My Brilliant Friend

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    Peppy_Femie17 июля 2017 г.

    С одной стороны, книга напоминает простенький любовный роман о шашнях в нищем Неаполитанском квартале, где почти на каждой странице кому-то направо и налево раздают тумаки. Но, несмотря на это, все равно чувствуешь, что это по-настоящему добротная литература , а не Сара Джио и какие-нибудь там фиалки на чердаке.
    Уже по этому первому роману цикла становится понятно, что проза Ферранте обладает невероятно тонким психологизмом, и это заставляет закрывать глаза на многие минусы и то, что в романе нет ни одного симпатичного мне персонажа.
    Четырнадцатилетние девочки ведут себя как взрослые продажные шлюхи, и я никак не могла соотнести их реальный возраст с их омерзительным поведением. То же относится и к Лиле, и отчасти к Лену. Лену, хоть и путается с Антонио, все равно не показалась мне настолько взрослой, как Лила, да и другие девчонки квартала. Скорее, это все, наоборот, от ее детской незрелости и преходящего осознания того, что она начинает не вписываться в рамки своего квартала.
    От этого и это ее желание казаться такой же, как все, найти себе взрослого парня. Да, это ее оправдывает, но этот "стадный инстинкт" явно не добавляет ей интеллекта и каких-то выдающихся способностей. Вот умение осознавать себя не такой, как все, идти против течения действительно заслуживает уважения, а Лену мне явно не симпатична. Не то чтобы она была мне противна, потому что она обычная девчонка без каких-то сверхъестественных способностей , пока еще не осознающая того, как сильно ей повезло, что у нее есть возможность учиться. Во всяком случае, в конце книги она на удивление правильно мыслит о плебеях и начинает понимать, что ей здесь не место.
    Несмотря на то, что формально главная рассказчица - это Лену, по факту центральная фигура повествования - это Лила. С одной стороны, ее очень жаль, потому что ее судьба, несомненно, горше, чем у Лену, но она невообразимо меня раздражала. В большинстве случаев абсолютно не понятна странная логика ее поведения , ее финальное решение выйти замуж за Стефано.
    С другой стороны, у нее не было выбора : мерзкая семейка, от которой больше вреда, чем помощи, и преследования бандита Марчелло попросту не оставляли ей другого выхода из ситуации. Но все равно, мне как будто кажется, что учительница Оливьеро была права на ее счет, и вся ее исключительность существует только в голове Лену , явно неуверенной в себе и страдающей от комплекса неполноценности. Если бы она действительно была такой исключительной, то нашла бы выход из ситуации получше, чем выскочить замуж, как продажной шлюхе, тем более в таком-то возрасте.
    Я, конечно, понимаю, что тяжелая жизнь рано заставляет повзрослеть, но у них что, в Италии конца 50-х-60-х это действительно считалось нормой? Никаких законов о растлении малолетних?
    Как итог, сразу же начала чтение второй части, уж очень увлекательным оказалось это повествование, несмотря на мое двойственное отношение к героям. Да и насилия в книге, на мой взгляд, многовато. Трудно представить, сколько же тогда его в следующей части.

    12
    392