Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Atonement

Ian McEwan

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июля 2017 г.

    Жалкая попытка все исправить

    Последнее время мне редко попадаются книги, оставляющие после себя полную самых разнообразных мыслей голову и чистейшее удивление, разбавленное искренним желанием растерзать автора. Растерзать за твердую уверенность, что жизнь не сказка, и за писательское искушение обрисовать реальность кристально правдивой, попутно уменьшив левел наивности читателя до низин, что и плинтусам не снились. Именно такие книги сначала жутко ненавидишь, а потом отчаянно любишь, а порой разрываешься между этими чувствами, бросаясь из крайности в крайность, каждый раз находя новые аргументы и возражения. Мне кажется, именно такие книги попадают в список лучших, а позже, возможно, называются классикой.

    Искупление – это либо книга о любви, разбившейся о правду войны, либо книга о войне, идущей напролом, беспощадной к каждому человеку, а может и о том, и о другом, и еще о многом: об отношениях отцов и детей, об отношениях сестер, о трусости, о безграничной власти писателей, об упрямстве и ложных обвинениях. Сюжет книги чертовски непредсказуем, подвоха не ждешь до последних страниц, которые, уменьшаясь, убеждают в мысли, что все всегда будет хорошо, все всегда заканчивается счастливым аккордом. Писатель на то и писатель, чтобы рассказать, как оно на самом деле происходит, но и оставить кроху надежды на лучший исход. Если он этого не делает, читатель теряет веру, а человек без веры что человек без души.

    Самыми яркими героями у Макьюэна получились сестры – вот, где характеры играли разными красками, обрастали все новыми подробностями, превращаясь в настоящих людей с привычка-ми, только им свойственными жестами, наклоном головы, манерой держать сигарету или ручку. Однако у меня так и не получилось представить во всей его красе Робби. Он был всего лишь персонажем, влюбленным в Си и оказавшимся жертвой рокового стечения обстоятельств, ну или, проще говоря, Брайони. И я все также не понимаю, как могла эта маленькая девочка, знавшая Робби всю свою пусть и недолгую жизнь, так опрометчиво и уверенно обвинить его в столь тяжком преступлении? Как могла она струсить позже? Та, которая не побоялась заявить о виновности.

    И я все также не понимаю, почему Сессилия и Робби не поговорили с Брайони о письме? Разговор был бы до ужаса неловкий, но может многого удалось бы избежать? Почему Сессилия, во многих обстоятельствах заменяющая собственную мать и берущая на себя ее обязанности и ответственность, не сделала этого снова? Почему родители Брайони, знакомые с Тернером с его малых лет, так легко поверили словам тринадцатилетней девочки? «Потому что жизнь», - говорит автор. А я все также хочу знать ответы на свои вопросы. «Жизнь» их не отменяет. Не надо ею прикрываться. Брайони не удалось искупить свою вину: никакая книга не заменит реальность, хоть ты ее пятьсот раз переписывай и издавай. На этой войне Брайони оказалась позорным дезертиром, хоть и пережила другую.

    P.S. Я стремилась прочитать эту книгу, чтобы посмотреть фильм (о, этот читательский принцип «сначала книга – потом фильм»), снятый Джо Райтом, который подобрал превосходный актерский состав. Надо признать, я немного не согласна с некоторыми решениями режиссера, но именно одному из актеров – Джеймсу МакЭвой – удалось привнести в образ его персонажа какой-то определенности. Их дуэт с Кирой Найтли получился, на мой взгляд, просто потрясающим, хотя я все также отчетливо вижу Киру в пиратском антураже, ожидающей возвращения возлюбленного Уилла.

    13
    124