Рецензия на книгу
The Hunger Games
Suzanne Collins
Аноним14 июля 2017 г.Все складывалось так, что это - не моя трава. Я видела 3 и 4 фильмы - и они были ужасны. Я видела обзор на первый фильм - и поняла, что он тоже был ужасен. Я привыкла думать, что это сродни "Сумеркам", только про ужасную диктатуру и бедных деток. Я ожидала убогого языка (меня еще пугали, что перевод плохой, в дополнение ко всему прочему), плоской любовной линии, плохо прописанных персонажей и невнятного тягомотного сюжета.
Представьте себе мое удивление, когда оказалось все ровно наоборот (ну кроме продуманности мира, тут, увы, все придирки по-прежнему остаются).
Но как же так? Этот вопрос мучил меня в течение всего прочтения (а прочла я быстро, за 2-3 дня - что для меня весьма хороший темп). Почему все так плохо - а книга, внезапно, хороша? Ответ нашелся довольно быстро, хотя я и не претендую на истину в последней инстанции.
Вся проблема в том, что "Голодные игры" - это книга от первого лица. И все, что делает ее хорошей, все, что заставляет читателя сопереживать героине, прощать недомолвки по части мира и политического устройства - все это у Китнисс в голове. А то, что в голове, нельзя показать на экране - особенно если снимаешь обычное подростковое приключалово.
Но по порядку. Во-первых, я ставлю Коллинз пять баллов по умению нагнетать и заставлять читателя нервничать задолго до того, как что-то происходит. Она мастер маленьких, едва заметных крючочков - описывая обычный день, в который Китнисс идет охотиться с Гейлом, она делает все, чтобы показать - на самом деле обычность - ложная. День вовсе не таков, каким кажется.
Во-вторых, она гениально выписала характер героини. Им можно восхищаться или он может раздражать - но Китнисс, за счет того, что вы читаем ее как открытую книгу (так как находимся 100% времени у нее в голове) - живая, настоящая, выпуклая. Она - реальна, ее реакции и ее эмоции натуральны и достоверны. Всегда. Не было ни одного момента, который был бы out of character. Да, с первым лицом это чуть проще, чем с третьим - но я все равно снимаю шляпу. За счет этого каждый второстепенный персонаж становится реальнее - потому что его реакции и поведение окрашены восприятием через призму характера главной героини. Блестяще.
В-третьих, накладываемые первым лицом ограничения в данном случае работают только в плюс. Никаких бредовых восстаний в дистрикте 11 мы не видим - потому что Китнисс просто не могла о них знать. Ее шатания по лесу, взрыв припасов и другие нестыковки фильма уже не кажутся таковыми - потому что внимание читателя приковано к мыслям героини. Любовная линия оказалась совершенно не любовной - с одной стороны (это я про Гейла, которого Китнисс в качестве сердечного друга не рассматривала вовсе), а внезапные чувства в Питу перестали быть внезапными. Все то, что в фильме выглядело гротексным и притянутым за уши, в книге либо отсутствует, либо подано глазами и мыслями Китнисс - как раз то, чего нельзя показать на экране. На экране есть эмоции и диалоги, а героиня настолько глубоко одиночка, что ее редкие диалоги с кем-либо не раскрывают ничего о ней. Она - вещь в себе, и ход ее мыслей невероятно увлекателен.
Я правда рекомендую. Да, есть недочеты - в первую очередь по миру, из которых вытекают недочеты по сюжету. Но как образец почти идеальной проработки персонажа с учетом повествования от первого лица - очень даже рекомендую. Впрочем, эта весна у меня была богата на хорошее подростковое фэнтези - скоро ждите обзор на книгу, где автор гораздо тщательнее работает с миром, а первых лиц сразу двое. И это действительно хорошая книга!12316