Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июля 2017 г.

    Как ни забавно, но, похоже, с Ремарком у меня происходит та же история, что и с Кингом. Кинга я любила за паранормальные страшилки, Ремарка – за романтические страсти на фоне чумы… ой, то есть запущенного туберкулеза. И вдруг надо же, книга, которую окрестили величайшим романом о любви, явила моим очам совсем другого писателя. Писателя, книга которого так глубока, сложна и злободневна, что просто мороз по коже.

    Самой яркой и болезненной темой в «Триумфальной арке», безусловно, стала для меня тема эмиграции. Ах, как хочется верить в высшую справедливость, в то, что человек, вырвавшийся из застенок гестапо, потерявший все, но сохранивший рассудок, в другой стране обретет надежное пристанище. Но справедливости нет. Есть медленная агония, бесприютность, беспомощность. И осознание того, что ты – досадная помеха, человек, преступивший закон и границы чужого государства, которое с огромным удовольствием и чувством выполненного долга вышвырнет тебя обратно. Под пытки. Или в петлю.

    А ведь на фоне остальных эмигрантов Равик выглядит вполне благополучно – у него есть, где жить, есть с кем поговорить и даже есть врачебная практика! И все равно большую часть книги меня не покидало ощущение, что этот сильный, умный и мужественный человек живет по инерции, пьет по инерции… и по инерции любит одну, чтобы забыть другую.

    Часто я слышу о том, что «Триумфальную арку» превозносят как роман о любви и войне. Но, как по мне, то любовная линия здесь наименее убедительна. Всего лишь случайная связь между умным мужчиной и красивой женщиной, которые встретились однажды холодной ноябрьской ночью. И эта связь, которая вначале дарила радость и тепло, с течением времени закономерно становится путами, которые тяготят обоих любовников. Под конец я настолько устала от бесконечных диалогов между Жоан и Равиком, что мне до чертиков захотелось хлопнуть дверью и одним махом поставить точку в этих мучительных бесперспективных отношениях, в которых один уже не любит, а вторая, похоже, не любила никогда.

    Книга не обещает хоть сколько-нибудь благополучного финала. Даже при условии, что все главные герои сохранят к эпилогу жизнь и здоровье (а этого, увы, не случится), мы не можем не думать о том, что эти дни – последние мирные дни перед Второй мировой. И какая злая насмешка – Триумфальная арка над агонизирующим Парижем, чьи внутренности уже разъедает беспощадная болезнь, а он все еще пытается изобразить из себя беззаботную кокетку. Закатывает ошеломительные приемы. Брезгливо и презрительно отворачивается от хмурых людей, которые, словно тени, скользят в тусклых подворотнях. Отплясывает свой последний танец пока не погаснут последние огни на площади Согласия. А завтра… Завтра будет война.

    22
    202