Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Harry Potter and the Cursed Child

J. K. Rowling, John Tiffany, Jack Thorne

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июля 2017 г.

    We got through the Cursed Child, we can get through this

    Сложно представить, для кого писалась эта книга, но преданные фанаты не прочесть, конечно, не смогли.
    Все, кто прочел пьесу до меня, говорили, что она вызывает смешанные чувства. Вроде и радостно от возвращения в любимый мир, и смешные моменты есть, и узнавание персонажей. Но что-то НЕ ТО. Что?
    Действие пьесы начинается там, где закончились Дары Смерти: тридцатисемилетний Гарри провожает сыновей в Хогвартс, старший Джеймс дразнит младшего Альбуса, что тот попадет в Слизерин. (Будем честны, мало кому понравился этот эпилог в Дарах Смерти. С трудом, но можно было поверить в чудесное воскрешение Гарри после смерти, но в то, что ему (а значит и нам!) стукнет 37 - извините, это перебор).
    Вот где-то здесь и начинают одолевать смешанные чувства. В седьмой части есть пронзительный момент, когда Гарри принимает решение умереть, сражаясь с Волдемортом, и молча прощается с дорогими ему людьми, понимая, что их ждет нормальная жизнь, а его не то что не ждет - никогда не ждала. И вот он провожает своих детей в школу, как все остальные, у него совершенно обычная жизнь - и это было бы грустно, если бы это не было пределом его мечтаний. (Но это не предел наших мечтаний. Нам кажется, что если бы он героически погиб, принеся себя в жертву благополучию магического мира, то было бы очень даже здорово. Не то что эта унылая семейная жизнь, кому она нужна). Для меня это самый тревожащий сюжет в книге. Что с тобой будет, Избранный мальчик, когда ты вырастешь? Будешь ли ты героем? (Нет). Будешь ли ты хорошим отцом? (Нет). Будешь ли ты хорошим мужем? (Ну так, нормальным. Скорее, Джинни - хорошая жена).
    Ладно, в центре внимания теперь не Гарри. Нас интересуют только школьники, которые достаточно глупы и безрассудны, чтобы быть героями. Альбус и Скорпиус совершенно замечательные, наконец произошло то, что Ролинг так упорно манифестировала, но так и не воплотила в реальность: Гриффиндор и Слизерин подружились! Вообще, черные и белые краски, которыми Ролинг рисовала своих героев, у Торна размылись, и получились нормальные люди, а не злобные Крэббы и Гойлы. Несмотря на то, что в пьесе труднее характеризовать героев, чем в романе, Торн преуспел.
    Сюжет Проклятого Дитя закручивается вокруг Маховика Времени и соблазнительной мысли о том, что можно вернуться назад и все исправить. Мне кажется, Ролинг сколотила ящик Пандоры, когда вообще придумала этот Маховик в Узнике Азкабана. Что мне всегда нравилось в мире Гарри Поттера, так это что магия не всесильна, есть какие-то законы, явления, которые она не может обойти. Например, магия не может победить смерть. Да, ты можешь стать привидением, портретом или тебя вызовет Воскрешающий камень, но ничего из этого на самом деле не возвращает тебя к жизни. Так и с путешествиями во времени и переписыванием прошлого: сделанного не воротишь, а если и воротишь, то эффект бабочки тут же заставит тебя об этом пожалеть. Здесь есть сразу несколько важных мыслей. Во-первых, ты живешь всегда на чистовую, никаких исправлений, черновиков, все с первого раза. Да, ты потом в 37 будешь сожалеть о том, что сделал в 14. Да, ты будешь отвечать за это перед своими детьми. Да, если бы ты знал тогда, что ты знаешь сейчас. Это очень страшная мысль, она заставляет нас чувствовать себя бессильными. Но есть и во-вторых. Во-вторых, твои поступки часто имеют непредсказуемые последствия, и благие намерения оборачиваются адом ("Давай пойдем оба... Вместе его возьмем. Это не только наша с тобой победа. Это победа Хогвартса. Мы ее завоевали вдвоем" - разве не благороден этот поступок Гарри?), а какие-то глупости приводят к правильному итогу (сложный и спорный момент, когда Гарри запрещает Сириусу и Люпину убить Хвоста. В конечном счете, Ролинг приводит нас к тому, что это спасает Гарри жизнь).
    Альбус и Скорпиус хотят восстановить справедливость и спасти Седрика, но не понимают, что каждый новый поступок меняет всю реальность, и эти последствия никому не просчитать.
    Очень здорово читать об этих новых реальностях. Что было бы, если бы Рон и Гермиона не поженились? (Они все равно любили бы друг друга). Если бы Скорпиус попал на другой факультет? (О, это влияние среды!) Если бы Альбуса вообще не было? Старый трюк, его очень любили в фантастических фильмах нулевых, но каждый раз ужасно увлекательно смотреть на вариации одной темы.
    Это хорошая часть пьесы. Динамичный сюжет, хорошие шутки, в основном связанные с Роном. Узнаваемые характерные черты любимых героев (Рон и Гермиона). Всегда насущная проблема отцов и детей. (Справился с Волдемортом? А как насчет сына-подростка?!).
    К финалу тучи сгущаются. Правдоподобность, Логика и Здравый Смысл уходят из зала до конца представления.
    Пьеса построена ровно так же, как почти все части ГП: в финале появляется Темный Лорд, сея ужас, и Гарри борется с ним. В детстве, читая каждую кульминацию, я обмирала от страха. Волдеморт был воплощением всего самого ужасного, чувствовалось это абсолютное, нечеловеческое зло, которым он был. В Проклятом дитя Темный Лорд - всего лишь воспоминание. Мы понимаем, что он больше не угроза волшебному миру, но воспоминания могут отравить жизнь отдельного человека. К примеру, Гарри.
    Я не могу понять, зачем понадобилось включать сцену, в которой Гарри видит, как погибают его родители? Мало страдали Гарри и дорогой читатель? Прием дешевых мелодрам, ей-богу. И весь финал превращается в дешевую мелодраму, и ты понимаешь, что с тебя хватит.
    ALBUS: Dad? Why are we here?
    HARRY: This is where I often come
    ALBUS: But this is a graveyard...
    И линия отцов и детей получает свое изящное разрешение. Привел сына в любимое место. Поделился болью. (Это прекрасно, но, может, есть какой-то другой способ?)
    Главный сюжетный твист пьесы вызывает недоумение. Поверить в это невозможно никак, потому что Волдеморту все человеческое чуждо, он не знает, что такое любовь, и мое воображение отказывается это представлять, канал закрыт на профилактику. И это все перечеркивает. Потому что Гарри Поттер - это не книга, это мир, в котором мы выросли, это реальнее, чем наша жизнь. Проклятое дитя - это не слишком удачная пьеса, в которой некоторых героев зовут так же. Скорее всего, все совпадения случайны.
    От каждого читавшего книгу я слышу: "Только не воспринимай пьесу как продолжение Гарри Поттера, абстрагируйся, и все будет нормально". Мне кажется, иначе и не получится. Мы попрощались с Гарри (и нашим детством!) десять лет назад на вокзале Кингс-Кросс, и нет такого Маховика Времени, который вернул бы нас назад.

    2
    79