Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жареные зеленые помидоры

Фэнни Флэгг

  • Аватар пользователя
    Monti-Ho9 июля 2017 г.

    «Воспоминания все еще жили в нем, и этой ночью он, как обычно, отыскивал их в своей памяти, пытался поймать в неверном лунном свете. То и дело ему удавалось схватить одно из них, и он садился на него верхом, мчался вскачь, и это было похоже на волшебство»

    Книга Ф.Флэгг очень своеобразна. Она является подобием некой семейной саги, в которую вплетены истории и других посторонних на первый взгляд людей, но которые тесно связаны друг с другом жизнью маленького городка, который представлял собой железнодорожный полустанок:


    «Наш Полустанок – это знаете что? Крошечный привок зальный городишко. А Трутвилль – горстка лачуг и церковь, простая баптистская церквушка Горы Сион, куда ходила Сипси и все остальные. Железная дорога проходит совсем близко от моего дома»

    Как обычно бывает, люди в таких местах живут очень просто, открыто, почти единой «семьей», вместе переживая горести и радости, помогая друг другу, живя одной жизнью…


    «А моя мама и тетя Иджи в ту пору держали кафе – ничего особенного, домишко с сосновую шишку. Но вот что я вам скажу: и мы всегда ели досыта, и все, кто туда заглядывал, тоже голодными не уходили. Ни черные, ни белые»

    Глаными героями повествования старой миссис Нинни становятся Инджи и Руфь. История их любви, их семьи, их ребенка – Культяшки Тредгуда…Хотя в рассказах миссис Нинни все начинается с рассказов о большой семье Тредгудов.


    «Помню все как вчера, да и вряд ли хоть одна подробность из жизни семьи Тредгуд могла ускользнуть из моей памяти. Бог мой, разве такое возможно! Я ведь с самого рождения жила по соседству с Тредгудами, а потом вышла замуж за одного из их мальчиков. Детей у них было девять человек. Трое из них – Эсси Ру и близняшки – примерно моего возраста, вот я и торчала там все дни напролет. Мы играли, устраивали всякие вечеринки на всю ночь. Мама моя умерла от чахотки, когда мне было четыре года. А когда в Нашвилле погиб отец, я просто осталась жить у них, и все. Можно сказать, я так и не вернулась с той вечеринки»

    И герои этой истории очень разные – они предстают в процессе повествования то забавными детьми, то юнцами и девушками, познающими первое чувство любви, то зрелыми людьми встречающие страшные реалии жизни, жестокость и боль потерь, то уже превозмогающие старость и болезни…


    «Эвелин засмеялась:
    – А что испытываешь, когда тебе восемьдесят шесть, миссис Тредгуд?
    – Ну, вообще-то, я никакой разницы не ощущаю. Я же говорила, это сваливается на тебя как снег на голову. Вчера ты молодая, а сегодня раз – и твоя грудь и кожа обвисли, и приходится напяливать резиновый бандаж. Но ты еще не знаешь, что ты старуха. Видно, конечно, когда в зеркало смотришь… Даже фотографироваться я уже слишком стара. Фрэнсис хотел щелкнуть нас с миссис Отис, но я спряталась. Сказала, что фотоаппарат из-за меня сломается.
    Эвелин спросила, не бывает ли ей здесь одиноко.
    – Ну, иногда бывает. Конечно, ведь мои-то все поумирали уже…
    Иногда смотрю на фотографии Клео, Альберта и думаю, как они там… и вспоминаю свою жизнь. – Она улыбнулась Эвелин. – Этим вот и живу, милочка, – воспоминаниями о том, что когда-то было моей жизнью»


    Параллельно с рассказами из прошлого городка идет другая сюжетная линия – судьба Эвелины Коуч, 48-летней женщины, которая пришла к некоему жизненному кризису, когда наступает разочарование в себе, в семье и вообще в жизни:


    «Семь лет назад, отправляясь за продуктами, Эвелин Коуч шла мимо магазина по продаже бытовой электроники и на экране телевизора, стоявшего в витрине, увидела какую-то подозрительно знакомую толстушку Интересно, подумала Эвелин, кто это и что это за передача. Ей показалось, женщина смотрела прямо на нее. И вдруг ее осенило: господи боже мой! Да ведь это же я! Она смотрела на саму себя. Эвелин даже испугалась. Вот тогда-то Эвелин впервые поняла, до чего она толстая. Все полнела, полнела и в конце концов превратилась в жирную бабищу, точную копию своей матери.
    После этого случая она перепробовала все на свете диеты для похудания, но ни одну не смогла выдержать. У нее не хватило силы воли даже на диету под названием «Последний шанс». Два раза пробовала, но – куда там!»

    И вот ее волею случая жизнь сводит с забавной старушкой из дома престарелых «Розовая терраса». Собственные проблемы и страхи постепенно начинают отступать в жизни Эвелин и встречи со старушкой становятся дружескими и по-своему необходимыми для Эвелин.


    «Но теперь, после стольких воскресных дней, проведенных с миссис Тредгуд, все изменилось. Нинни Тредгуд пробудила в ней молодость, и она увидела, что впереди еще целых полжизни! Ее подруга искренне верила, что Эвелин сможет рекламировать косметику «Мэри Кэй». Никто раньше не верил, что Эвелин на что-то способна, и меньше всех верила в это сама Эвелин»

    Она делится со своей новой знакомой личными переживаниями, а сама со все возрастающим интересом ждет продолжения истории Инджи и Руфь, и Культяшки Тредгуда….История целого поколения американской глубинки предстает перед читателями.В том числе отражена и такая особенность американской жизни, как отношение к неграм. В книге рассказывается еще о тех временах, когда было зазорным пускать в кафе для белых граждан с черным цветом кожи. И даже в эпизоде о травме малыша Инджи и Руфь, когда его привезли в больницу, показано отношение к неграм в то время:


    «– Простите, но вашему спутнику придется подождать снаружи, это больница для белых.
    Мальчик, за все время не проронивший ни звука, не спускал глаз с Большого Джорджа, пока его каталка не свернула за угол. Большой Джордж, в крови с головы до ног, сел на ступени, прислонился к кирпичной стене, обхватил голову руками и стал ждать.
    Мимо прошли два прыщавых подростка. Один ткнул пальцем в Большого Джорджа: – Глянь-ка, еще одного черномазого порезали в драке.
    Второй крикнул: – Эй, парень, шел бы ты лучше в больницу для ниггеров!»

    Негры в те времена в Америке считались людьми второго сорта. Но люди с Полустанка, про которых рассказывает Эвелин Коуч миссис Тредгуд, жили с неграми как с друзьями – это были почти члены семьи.


    «Не знаю, почему у Сипси не было собственных детей. Я не встречала человека, который любил бы детей больше, чем она. Все негритянки Трутвилля оставляли ей своих ребятишек, а сами уходили на всю ночь веселиться.
    Знали, что Сипси позаботится о них наилучшим образом. Она говорила, что нет большего счастья, чем баюкать младенца. Могла всю ночь напролет петь колыбельную и качать ребенка, а то и сразу двоих, и просто умирала от желания иметь своего»

    Поэтому неудивительно, что старая мисс Сипси (негритянка) качала младенца Бадди-младшего (белого малыша) и даже пошла на преступление, чтобы спасти его.
    К концу чтения мне удалось прочувствовать вместе с героиней этой истории, Эвелин Коуч, что все «персонажи» Полустанка стали близкими и дорогими людьми, какими они были для милой миссис Вирджинии Тредгуд:


    «Сверху лежал снимок мужчины с мальчиком в матросском костюмчике. Под ним – школьная фотография светловолосого паренька, сделанная в 1939 году, на
    обороте надпись: «Культяшка Тредгуд – 10 лет», а затем – семейный портрет Тредгудов, 1919 год. Эвелин показалось, что она встретила старых друзей. Бадди она узнала сразу – по горящим глазам и широкой улыбке. Были там Эсси Ру, и близняшки, и Леона, позирующая с видом королевы, и маленькая Иджи с деревянным петухом. А позади в длинном переднике стояла Сипси, преисполненная чувства собственного достоинства...»



    В целом книга интересна по сюжету, в ней есть своя "атмосфера", передан дух времени периода Великой депрессии, определенный колорит маленького городка,...но в ней столько специфического американского, что мне не особо нравится. Это чисто субъективное мое восприятие, которое повлияло на оценку книги. Также вторым фактором, несколько подпортившим впечатления от книги стала конструкция сюжета.
    С самого начала я столкнулась с определенной трудностью восприятия этого «лоскутного» повествования. То рассказ идет от имени старушки Вирджинии Тредгуд, то от имени Эвелин Коуч, то прерывается неким подобием газетного листка с местными новостями «Еженедельник миссис Уимс"… И само действие бурно «скачет» во времени и пространстве – то это 1986 год, то 29-й, то 59-й, то "Приют для престарелых", то "Валдоста-газетт", то кафе "Полустанок" и пр.… И события, о которых рассказывает престарелая миссис Тредгуд порой упоминаются не в хронологическом порядке,а… как бы в силу непредсказуемости памяти рассказчицы… Задумано интересно, но мне это мешало сосредоточиться на развитии сюжета и путало героев и события… Поэтому я поставила «нейтральную» оценку.
    Книга прочитана в рамках игры "Мужчина и женщина"

    12
    92