Рецензия на книгу
Страдания юного Вертера
Иоганн Вольфганг Гете
Аноним6 июля 2017 г.На пороге революции, или смерть Гомера
«Покинув мир Тебе уйти, мне - жить на долю пало,
, ты потерял так мало».Страдания юного Вертера-роман в письмах, написанный Гете Иоганном Вольфгангом в 1774 году. Повествование ведётся от одного лица, где личность Вертера представляет собой alter ego самого Гете.
Общее впечатление от книги
Первое, что приходит на ум после прочтения это то, что меня заставили сопереживать тому, кого я хотел бы ненавидеть, а если и не ненавидеть, то ставить не выше бесстыдного скомороха или научного сатира. Не буду отрицать, что есть случаи, когда к отвращению примешивается и очарование, ведь по чей-то прихоти в Вертере смешаны и козёл и гений.
Сюжет
Сюжет открывает нам историю неразделённой любви юного Вертера, застрявшего в сомненьях на пути к своей возлюбленной. Резвый и в тоже время проницательный Вертер быстро изменяет русло безмятежной жизни в сторону угрюмых пейзажей бытия.
«Душа моя озарена неземной радостью, как эти чудесные весенние утра, которыми я наслаждаюсь от всего сердца. Я совсем один и блаженствую в здешнем краю, словно созданном для таких, как я».
«И вот я сижу, как старая нищенка, которая собирает щепки под заборами и выпрашивает корки хлеба у дверей, чтобы хоть немного продлить и скрасить свое жалкое, безрадостное существование ».Герой
Герой наш, по отношению к своей возлюбленной питает чувства чисто платонические: он не хочет испытывать физическую близость, это ему не нужно, добиваясь близости духовной, он лишь тешит своё честолюбие. Об этом он буквально кричит и весь роман, пытаясь добиться ответа на единственный вопрос: «Достоин ли я твоей любви?»
«Будущее - та же даль! Необъятная туманность простерта перед нашей душой; ощущения наши теряются в ней, как и взгляды, и ах! как же мы жаждем отдать себя целиком, проникнуться блаженством единого, великого, прекрасного чувства. Но, увы, когда мы достигаем цели, когда "там" становится "тут", все оказывается прежним, и мы снова сознаем свое убожество, свою ограниченность, и душа наша томится по ускользнувшей усладе».Я даже не понимаю как такой прямолинейный и не терпящий критики человек мог добиваться признания, ведь неразделённая любовь и задетое честолюбие, как мне казалось, просто не могут быть связаны. Но высказывание по этому поводу самого Гете всё разъяснило: « Писатель, быть может, заслуживает снисхождения, если он с помощью такого приема, пусть даже неправомерного, добивается эффекта, иными средствами недостижимого».
Язык и стилистика
«Страдания юного Вертера» можно причислить к сентиментализму, а вообще это классический представитель направления «Буря и натиск», родившегося на пороге французской буржуазной революции. Герой хотя и обладает незаурядным умом, однако более всего желает показать свое чистое сердце. Об этом ,на протяжении всего романа, он открыто и честно говорит своему другу Вильгельму.
«Досадно мне еще, что князь часто говорит о предметах, о которых знает понаслышке или по книгам, и при этом смотрит на них с чужой точки зрения. Он и во мне ценит больше ум и дарования, чем сердце, хотя оно - единственная моя гордость, оно одно источник всего, всей силы, всех радостей и страданий. Ведь то, что я знаю, узнать может всякий, а сердце такое лишь у меня».Всю красоту Гетевского слога можно разглядеть лишь после прочтения, когда вместе с отвращением, появляется смежное чувство восхищения.
Психология отношений
В своём романе Гете показал нам своего современника, быть может, самого грязного человека своего времени, такого, какого до него не показывал никто - гения-полукровку. Через призму любовных отношений Гете показывает нам многие из проблем своего времени, неразрывно связанные с событиями 1789 года.
«Я теряю дар речи, Вильгельм, когда наблюдаю, какими тесными пределами ограничены творческие и познавательные силы человека, когда вижу, что всякая деятельность сводится к удовлетворению потребностей, в свою очередь имеющих только одну цель - продлить наше жалкое существование, а успокоенность в иных научных вопросах - всего лишь бессильное смирение фантазеров, которые расписывают стены своей темницы яркими фигурами и привлекательными видами».Востребованность
Роман несёт в себе историко-культурную ценность, так как написан в разгаре формирования новых взглядов: оспаривания идей классицизма и становление предромантизма. Генрих Гейне, высказываясь о Вертере, написал такие строки:
«Певец Германии! Народу
Воспой германскую свободу,
Душою нашей овладей!
Как звуком марша боевого,
Сзывай для подвига благого —
Могучей песнею своей.
Не хнычь, как Вертер, целью жизни
Шарлотту сделавший! В отчизне
Всё то, что колокол вмещал —
Провозгласи перед толпою,
И речь твоя пускай собою
Разит, сверкая, как кинжал!»
При анализе периода, описываемого в этом романе, возникает вопрос: если Вертер хнычет и занимает пассивную позицию, тогда как такой как он смог поднять дух людей того времени? Пожалуй, я отвечу на этот вопрос. Такие как Вертер, по-моему, и вершат революции. Проанализировав всё это у меня возникает лишь одна мысль, а не формируется ли в наших умах идеи величия того ужасного исторического действа, а может уже сформировались.
Свои ощущения
В книге было 2 прекрасных намёка, предоставляющие нам сведения о настроениях того времени. Первый-это измена Гомеру (певцу жизни), ради Оссиана (певца смерти).
«Оссиан вытеснил из моего сердца Гомера. В какой мир вводит меня этот великан! Блуждать по равнине, когда кругом бушует буря и с клубами тумана, при тусклом свете луны, гонит души предков, слушать с гор сквозь рев лесного потока приглушенные стоны духов из темных пещер и горестные сетования девушки над четырьмя замшелыми, поросшими травой камнями, под которыми покоится павший герой, ее возлюбленный!»Второй-это книга прочитанная Вертером незадолго до смерти.
«Вертера уже положили на кровать и перевязали ему голову. Лицо у него было как у мертвого, он не шевелился. В легких еще раздавался ужасный хрип, то слабея, то усиливаясь; конец был близок. Бутылка вина была едва почата, на столе лежала раскрытой "Эмилия Галотти"».
В общих чертах могу сказать, что роман мне понравился своим раздражённым разговоре о человеке, как о брюхе с двумя потребностями, а огорчил он меня своей революционной настроенностью и потаканием «новым идеям».
(Рецензия семи ступеней)3209