Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Евгений Онегин

Александр Пушкин

  • Аватар пользователя
    Аноним5 июля 2017 г.

    Комментарий к "Евгению Онегину"

    "Евгений Онегин" создан в расчете на три уровня восприятия. Первый уровень предполагает отождествление читателем автора и единственного рассказчика. Иллюзию тождественности создает сам автор в первых строфах первой главы романа. Рассказчик от лица автора на этом уровне повествует о событиях, связанных с главным героем, и развлекает читателя многочисленными лирическими отступлениями. Первый уровень восприятия в финале производит впечатление незаконченного романа.
    Второй уровень восприятия связан с пониманием того, что повествование в романе ведется не одним рассказчиком, а двумя. В качестве первого рассказчика присутствует условный Пушкин, а в качестве второго повествователя выступает сам Онегин. Онегин фигурирует в романе как главный герой и одновременно как соавтор рассказчика-Пушкина, в текст которого он вносит собственные дополнения и оценки, произвольно комментируя события. Ключевыми подсказками для выхода на второй уровень являются: эпиграф романа, который дает прямое указание читателю, с характеристикой Онегина и его мотивов участия в повествовании; посвящение к роману; письмо Татьяны, хранимое рассказчиком-Онегиным и некоторые другие указания в тексте. Косвенные указания - пагинация и рисунок, выполненные Пушкиным для первого издания первой главы "Евгения Онегина", где поэт изображен рядом с Онегиным на набережной Невы.
    Подсказка к третьему уровню - пролог, сообщающий ключевую идею. Этот уровень предполагает обязательное соучастие читателя, от которого требуется умение на слух отличать стихи А.С.Пушкина от стилизации, созданной им для языка слабого поэта Онегина. Кроме галлицизмов и неестественных оборотов речи с переносом строя французского языка на русскую речь, для Онегина характерны подавленное, депрессивное настроение, фрустрация и излишне резкие, эмоционально несдержанные, негативные суждения, несвойственные рассказчику-Пушкину. Пользуясь этими речевыми метками, читателю предстоит отделить текст Пушкина от того, что написано Онегиным, а потом составить психологический портрет главного героя в развитии. Иными словами, читателю нужно повторить то, что сделала Татьяна, обнаружив пометки Онегина на полях и между строчек прочитанных им книг, после чего можно будет понять, как и с какой целью был создан "Роман в стихах".
    Полностью о предлагаемой трактовке романа можно прочитать здесь:
    https://samlib.ru/a/alekseewi_w/onegin.shtml

    7
    281