Рецензия на книгу
Автохтоны
Мария Галина
ragnarok-kun5 июля 2017 г.Мария Галина - критик, переводчик, писатель, поэт, всегда подчеркивающая свое естественно-научное образование и мышление, написала чисто филологический роман. Галина начинала как автор фанфиков по Сапковскому и вольных продолжений Лавкрафта, но в последние годы активно выходит на большую сцену.
В «Автохтонах» безымянный герой–фрилансер не то искусствовед, не то историк, приезжает в провинциальный городишко в поисках партитуры утраченной оперы «Смерть Петрония», поставленной в тридцатых годах в местном театре. Правда расследование осложняется реакцией местных обывателей, не желающих впускать в тайны Города посторонних.
Галиной удалось показать провинциальность с его загнивающей культурой, с фестивалями, с натужно выуженными из-под полы самородками, портреты которых можно печатать на кружках, обогащая скудный городской бюджет. Зацикленность на прошлом – схожесть оперной дивы Валевской со своей бабкой, живущей в ее доме-музее, роспись стен хостела советскими колхозницами с одухотворенными лицами и трактористов с квадратными челюстями. В начале века могли поставить новаторскую оперу, а теперь идеи пылятся в архивах и доживают в умах дряхлых искусствоведов.
Для туристов налажена своя мифологическая программа: легенды о докторах-отравителях, разрытые могилы актрис, греческие катакомбы, еврейские ресторации и тайные общества. К тому же местная хтонь, включающая сирен, оборотней, сильфов, масонов, инопланетян, то ли разыграна скучающими актерами для скучающих туристов, то ли является магической изнанкой. Город словно аттракцион или комната страха, натыканная гогочущими скримерами дракул и мумий. При этом каждый автохтон занимает свое место, словно NPC в компьютерной игре. Не раз этот игровой характер подчеркивается через осознание героем искусственности, заданности событий, когда в четыре часа Вейнбаума можно найти в кофейне, в семь – в ресторане, а в остальное время его будто не существует.
Иронически обыгрываются классические детективные и хоррорные штампы. В режиме городского квеста не то Индианы Джонса, не то «Кода да Винчи» можно попасть в бункер или оказаться в лесу у сектантов, ищущих древний артефакт. Показная бахтинская карнавальность сменяется грязными, темными дворами.
Работая на стыке жанровой и высокой литературы, автор интертекстуально обыгрывает разбитую чашку Гайдара, смену лица повествования Стругацких, марсианские миры Уэллса (не забывая и толкиновскую тусовку и Всевидящее Око), лотмановские усы, булгаковские пуделеглавые тросточки, новаторские эксперименты Серебряного века.
Мария Галина продолжает изучать столкновение магического и реального в городе (что уже с успехом сделала в «Малой Глуше» и «Медведках»), сдабривая текст прекрасным языком и иронией.4144