Рецензия на книгу
A Clockwork Orange
Anthony Burgess
Аноним3 июля 2017 г.Бетховен и оргии в Мировой Литературе
Примечание: Уважаемые любопытствующие читатели! Если вам свойственен лиризм и близка сентиментальность, то пожалуйста, даже не вздумайте интересоваться апельсином, каким заводным бы он ни оказался. Впрочем, дело Ваше!
Представьте как вы передвигаетесь по пустынной набережной в прохладную, приятную ночь, беззаботно галопируя и думая о чём-то прекрасном. Вокруг привычные окрестности: длинный бульвар, светящаяся мостовая площадка, нередко встречающиеся пабы с вечно хмельными особями, шагающие навстречу maltchiki ‹мальчики›, и... Постойте, я и не заметил, как они вышли из-за угла. В модных нарядах, франты уже отчётливо представали пред глазами,– хи-хи,– смешно нелепы. Было их четверо. Спокойно идя вдоль, я заприметил остро бросившуюся деталь ‒ одного из них опоясывала цепь. В состоянии мандража мне пришлось ускориться. Тут же периферическим зрением распознал объект в расстоянии протянутой руки и, почувствовав тяжёлую ладонь на плече, остановился. После пренеприятной процедуры издевательства подонки убежали, громко хохоча и присвистывая. Для их непотребной души вы сыграли роль временной мишени злостной воли. -Буквальное описание избиений, насильственно-половых связей и много чего ещё вам доступно прямо сейчас по выгодной цене! "Заводной апельсин" с Ультранасилием — всё, что вам нужно!
С одной стороны творение крайне известно, с другой - оценка очень неоднозначная. Вроде-бы есть идея, осуществление в этаком стиле критической антиутопии с утраченным пониманием морали, обесценившейся гранью цивилизованности и нравственности человеческого естества. В подростковом этапе кто-то может стать незыблемым идиотом, ставящем свои маразматические намерения в абсолют. Таким, пожалуй, и является главный герой/антигерой подросток Алекс.
Вначале мне бы хотелось обратить внимание на встречающийся сленг nadtsatyh ‹тинейджеров›. Составленный из этимологических корней славянских, цыганских сословий он выглядит так: maltchik по zhizni balbesina. Конечно лишь в некоторых случаях так писал Бёрджесс. Иногда это режет взгляд и приводит короткий диссонанс в улаженном чтении, но если простые слоги ты быстро проходишь, то такие вот весчисщки порядком тормозят процесс: iskoriabannyh ‹искорябанных›, zaostsherivaliss ‹?›, pobestshinstvovatt ‹побесчинствовать›. Консолидация текста В. Бошняка определённо лучше в сравнении со второй вариацией.
Повествование ведётся от лица Алекса. Рассказ о прошлом, поскольку несколько раз обращался к читателям как "други мои". Алекс — лидер уличной шайки дебоширов. Он хитёр, ловок и особенно жесток. С Питом, Джорджиком, Тёмом он устраивает драки с такими же бандами или же, в угоду наслаждения от всевластия, с простыми прохожими. К слову, что в книге, что в экранизации там непривычного рода мирные граждане. Каждый подросток там проблемный, всякий kashka ‹старикашка› отпетый бездельник, любая женщина срамная. Конкретно в фильме это заметно и в итоге разнится мнение, в каком регионе планеты парики или покрашенные волосы, множественные произведения искусства в виде детородного органа, надменные действия правительства и колоссальное своеволие имеет место быть? Но опустим шаржированные образы фильма, так как постановочный антураж подошёл больше, чем если бы снимали серьёзную драму.
Немалый сегмент книги уделяется влюблённостью героя к классической музыке. Наверное, самое странное, что можно было приписать маленькому психопату. Но, как знается, каждый колоритный злодей должен хоть раз продекламировать великую речь и показаться эстетом. Гендель, Бах и в чрезвычайности Бетховен, его 9-ая симфония пробуждают в видениях любовь к насилию. 15-летний юнец зовёт домой девочек помельче, дабы послушать музыку на хорошей аппаратуре и благополучно устраивает оргию. В примере происходящего предпосыл выявленной жажды к любого рода нарушениям, как общественного строя, так и личной безопасности других лиц. В обширности агрессия молодёжи. Никогда не перестанет быть остро актуальным.
Добро надо избрать. Лишившись возможности выбора, человек перестает быть человеком.Такой подтекст приводит Алекса в тюрьму по статье за убийство престарелой женщины. Со своими тремя неразлучными единомышленниками он рискнул ограбить дом на окраине города, но попал впросак — друзья подставляют и бросают предводителя. Засим следует глава о блевоте за решёткой, о гомосексуалистах и желании выбраться из притона преступников, совершать одиночные грабежи. По ходу сюжета встревает вопрос о гуманности к бандитам: 1) Зуб за зуб, око за око. Убил - расстрелять. 2) Бессмысленность просиживания в камере. После чего уже 17-летнего махинатора переводят в исправительный отсек кардинальной терапии, откуда исходит кадр с бедным Макдауэллом.
Проще говоря, был злой от природы человек, делал жизнь окружающих хуже. И вот, теперь в тюрьме, неизменяемый. Выбрался оттуда путём инновационного лечения. Чуть не убился под давлением музыки. Стал прежним. Всё. А, ещё размазанная концовка с остепенением и вступлением в семейную жизнь. Как же! Всё же художественная литература и настоящая жизнь слишком несопоставимы.
Кто думает над тем, читать или нет, я всё-таки выскажу пару слов о спектре поступающей «пищи для ума». Во-первых, это несомненно психология антигероя. Которую как-бы подвергают исправлению. Действует опыт благоприятно лишь по части технологии насилия, но никак не на веяние рассудка.
Во-вторых, избиения описаны весьма аллегорично, карикатурно и без акцента на отвращения. В принципе опыт чтения рассказа злого персонажа — интересный опыт. Но идиосинкразию вызывать он будет без споров.
В-третьих, экзистенциальная генетика, подразумевающая преемственность в схожести взглядов и внешности наглядно видится исключительно у Алекса. То есть, от отца или матери, таковая сущность не зависела. Видимо, его постиг совсем обратный антропогенез. Но всё же прописать такие точечные черты нереально, особенно в раскладе этого романа.
В-четвёртых, теория о порождении агрессии, которую она и создаёт.Несмотря на все эти странности и преобладание насилия над целевой историей, мне понравился "Заводной апельсин". Шедевром я бы никогда его не назвал. А учитывая условия написания и двигательную силу Энтони Бёрджесса многое становится ясным. В детстве с ним дрались и считали непохожим. На жену напали четверо людей, безжалостно избили, предписав ей тяжёлое будущее.
Для молодого поколения всяко больше придётся по вкусу. Читается легко, непринуждённо. Интересный автор, определённо.Раз уж речь шла о музыке, то финальная кода произведения, какой бы ограниченной не была, поставила завершающую точку в истории Алекса.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
Маленькая оценочная графа:
Идея - 5/5, Сюжет - 3/5, Персонажи - 4/5, Динамичность - 4/5, Впечатления - 4/5. |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------|381K