Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
tanyagypsy3 июля 2017 г.Оценка: 3,5 из 5.
Неоднозначное отношение. Давайте разбираться.
____
Внимание! Возможно преждевременное раскрытие интриги/сюжета, которое может лишить вас удовольствия самостоятельно пережить её/его. (в простонародье - спойлеры)Итак.
Предметом изображения становится судьба личности, подчеркиваемая, своего рода, кольцевой композицией.
В самом начале Герой обретает фамилию: "Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным" © - родители отдают мальчика в школу.
В последних строках романа, Герой обретает имя и отчество: "Дверь выбили. "Александр Иванович, Александр Иванович!" - заревело несколько голосов. Но никакого Александра Ивановича не было".© *
Драматическая история сосуществования двух реальностей: социально-бытовой, что привычна для большинства людей, и шахматной, которой тяготеет ГГ.
Лужин - человек, однозначно, гениальный, но обладающий замкнутым и углубленным типом сознания; он интроверт с явными намеками на аутизм.
Аутизм, воспринимается автором, не как болезнь, а как обратная сторона гениальности, одаренности.
Лужин - чужд детским забавам и глух к естественным человеческим чувствам. Он не склонен заводить друзей, а смерть матери совсем его не трогает, он лишь отмечает для себя, что отца, что-то сильно взволновало, вызвало истерику.
Отец же, в свою очередь, пугается и поражается этой бесчувственности сына. Будучи писателем, Лужин старший задумывает роман, где прототипом служил бы его сын. Однако, какой интересный финал он выбрал: "он решил твердо, - что не даст этому ребенку вырасти"©. Мрачный финал жизни Лужина мл. был прочувствован его отцом за несколько лет до трагедии.Моё отношение к Герою?
Честно говоря, Лужин вызывал то сочувствие, то неприятие и отторжение. Он напоминает "человека в футляре" А.П.Чехова.
Мы всегда избегаем то, что нам непонятно, чуждо и выбивается из привычного. Обходим стороной "чудаков", словно боимся заразиться их угрюмостью, замкнутостью и нелюдимостью.
___
Роман-метафора, насыщенный множеством смысловых оттенков.
Болезнь протагониста - есть кульминация романа и, своего рода, его переломная точка.
Шахматная защита Лужина, играющего за "чёрных", против окружающего мира, ведь "белые" атакуют, не срабатывает.
Герой проигрывает нескончаемую, изматывающую игру с действительностью...
980