Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

An Ember in the Ashes

Sabaa Tahir

  • Аватар пользователя
    Аноним2 июля 2017 г.

    Когда я закончила читать книгу, я была в смятении и некотором недоумении. Вроде неплохо написано, у автора определенно есть потенциал, но какая же она все-таки сырая. Там недоработано, тут непродумано. Здесь грубые швы прямо по лицевой части мира, а сбоку торчат разноцветные нитки, которыми сшита вся эта история. И все это изделие украшено ленточками шаблонности и избитости.

    Сюжет рассказывает нам о двух молодых людях - Элиасе и Лайе, которые живут по разные стороны баррикад. Он - за плохих и угнетателей, она - за хороших и угнетаемых. Но потом, конечно, их пути переплетаются, и несется паровоз, созданный Сабой Тахир, навстречу приключениям, теряя по пути детали и оставляя жирные маслянистые пятна на песке.

    Для меня самый главным недостатком книги стала непроработанность мира. Мне, как читателю, хочется видеть простое и понятное описание вселенной, которое дает представление ху из ху. Автор разбрасывает факты о мире по всей книге, но в конечном итоге они не составляются в единую картину - пазл не складывается.

    Например, та же магия. По замыслу автора, в описываемом мире магия существует, но как она работает, что из себя представляет - об этом ни слова. Кто такие джинны и ифриты? Да, у меня есть Википедия, я могу залезть и посмотреть. Но зачем тогда вообще писать книгу? У меня и фантазия есть - я могу взять и придумать мир, раз уж на то пошло. Я, конечно, понимаю, что автор, видимо, собиралась подробно затронуть эту тему во второй части (по крайней мере, я на это надеюсь), но со стороны автора это очень самонадеянный ход. Хотя бы какие-то общие черты должны быть даны в первой части, а то очень удобно получается: напишу-ка я трилогию, но не буду объяснять, как устроен мир, чтобы потом все рояли в кустах и несостыковки можно было объяснить УСТРОЙСТВОМ ВСЕЛЕННОЙ. Складывается ощущение, что в первой книге магия появилась только для того, чтобы разрешить с ее помощью сюжетные неувязки.

    Абсолютно то же самое можно сказать и о государственном устройстве. Да, Империя. Да, верховная власть принадлежит Императору. Помимо него упоминается множество всяких генералов, легионеров, центурионов, но кто они такие, что делают - непонятно. Они просто есть. Они как-то ранжированы, но не думаю, что даже в голове автора их иерархия имеет четкую и логичную структуру.

    Саба Тахир претендует на то, что созданный ею мир жесток и безжалостен. И публичные порки, и казни, и рабство - все направлено на то, чтобы читатель прочувствовал варварскую жестокость, с которой герои вынуждены сталкиваться каждый день. Но у меня сложилось ощущение, что автор все же щадит своих героев и ходит только по самому краешку кровавого болота. Рабынь насилуют, но это остается за кадром. Служанок заставляют глотать горячие угли, но это где-то в прошлом, и главной героине не приходится воочию это увидеть. Чувствуется некоторая брезгливость автора.

    Слишком. Много. Любовных. Линий. Я, конечно, понимаю, зачем они нужны - чтобы в следующих книгах удвоить страдания героев, запутав их в любовном четырехугольнике. Но это только раздражает, а вовсе не интригует. Да еще и описано все это дело настолько глупо, как в бульварном романчике из серии "Шарм" про шейха и рабыню, что читаешь, не убирая руку ото лба, чтобы было удобнее фейспалмить. Он ее увидел - и его чресла вспыхнули (да-да, и задымились, кто-нибудь, потушите уже его штаны!) и все в таком духе.

    На мой взгляд, даже важнейшие вопросы, которые затрагивает книга - вопросы выбора между приказом и своей своей совестью, выбора между долгом чести и долгом клятвы - поставлены довольно примитивно. Мне немножечко не хватило глубины.

    Иронично, но я почему-то все время читала "комендант" как "комедиант". Совершенно не вина автора или издателей, а скорее игры моего разума, но бесило изрядно.

    Что понравилось: Элен Аквилла - по-настоящему живой персонаж, который вполне соответствует своей биографии, ведет себя последовательно и не раздражает. Служанка Иззи, которой действительно остро сочувствуешь и сопереживаешь, и она действительно является отражением того мира, в котором она выросла. Язык не сказать чтобы сильно образный и красивый, зато простой и легкий, книга читается быстро, да и сильных ляпов или корявости я не заметила.

    Вывод: автору определенно стоит отойти от шаблонов и довериться своей фантазии. И уделить больше внимания деталям, да.

    7
    100