Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2017 г.

    Жили они недолго и не особо-то счастливо

    О "Соборе Парижской Богоматери" я слышала лишь по мультфильму от Диснея, и лишь потом по спойлерам узнала, что в книге не так всё радужно и позитивно. Через книгу я продиралась с трудом: тяжёлый язык, мерзкие персонажи, сжигание людишек - в общем, тут всё, что мне так дико не нравится. Я не люблю Средневековье. Вообще. Неудивительно, что чтение мне категорически не понравилось. Однако в конце книги я поймала себя на мысли, что роман-то оставил впечатление положительное, да еще и до такой степени, что я обязательно перечитаю его через пару лет. Фантастика да и только.

    Нет смысла пробовать пересказать сюжет "Собора..". Когда я вчера пыталась кратко рассказать о нём мужу, то он (муж то бишь) сказал, что это какая-то ересь (а я ведь всегда была хорошим рассказчиком!). Поэтому сразу перейдем к части "о чём книга". Так вот книга о любви. Любви разной: безответной, подростковой, всепоглощающей, безрассудной, нежной, страстной, безнадежной.. Здесь действительно очень много разной любви: женщины к мужчине, мужчины к женщине, людей к распутству и деньгам, приемному сыну к отцу, матери к дочери, старшего брата к младшему и даже человека к козе(!) - и всё это происходит на грязных улицах Парижа 15го века среди суеверных, тёмных, жестоких людей.

    Нельзя обвинять персонажей в глупости - это люди своего времени, живущие по местным законам и не умеющие думать по-другому. Эсмеральда - 16-летняя наивная девушка, безумно красивая, выросшая среди уличных бродяг. Она не обладает незаурядным умом, она просто красива и добра - девушка спасла от верной смерти бездомного философа, которого пытались повесить от нечего делать цыгане, и не побоялась наперекор толпе подойти к уроду, привязанному к позорному столбу, и дать ему напиться, хотя этот самый урод пытался её похитить. Нельзя винить Эсмеральду к её странной любви к Фебу де Шатоперу, королевскому стражнику (а по совместительству эгоистичному мудаку, который хотел с ней только переспать), ведь он красивый и такой весь из себя благородный, а на душевные качества плевать - кто из нас не строил воздушных замков в подростковом возрасте, где будет прекрасный принц/принцесса? Не смотря на то, что мне дико не нравится Феб, нельзя винить его в желании отгородиться от ненужной ему любви Эсмеральды, которая портила ему отношения хоть и с нелюбимой, но красивой и выгодной невестой. Нельзя винить и толпу, поверившую в то, что молодая цыганка ведьма, хотя эта ситуация довела меня до скрежетания зубами (ну вот такая я эмоциональная, к сожалению). Единственным мерзким персонажем, который мне категорически не понравился, оказался младший брат архидьякона Жан Фролло - герой своего времени, человек, который точно изображает толпу, окружающую наших более или менее главных героев, людей, восхищающихся Эсмеральдой, но как только девицу обвинили в колдовстве, готовых сжечь ведьму, людей, ненавидящих Квазимодо за уродство и не считающих его человеком - короче, недалеких и суеверных баранов. Вообще, книга состоит из ситуаций, которые выводили меня, человека 21го века, из себя своей несправедливостью и жестокостью. Но в общем и целом, на протяжении всей книги при всех этих моих возмущениях, которые меня расстраивали и отворачивали от чтения, была тонкая нить-мысль, которая держала меня положительно настроенной к "Собору Парижской Богоматери" - мысль "Так и должно было быть". Именно какая-то реалистичность происходящего, драматизм и невероятная атмосфера грела меня изнутри.

    Основной сюжет занимает любовь архидьякона Клода Фролло и горбуна Квазимодо к Эсмеральде. Правда, любовь была разной. Клод Фролло любил страстно и ревниво, хотел обладать девушкой всецело, готов был опуститься на дно ради цыганки, похоронить свою репутацию, но при этом был готов лишить цыганку жизни в случае отказа. Квазимодо же любил нежно и преданно, полностью отдавая себя Эсмеральде, зная, что ничего не получит в ответ, ради того, чтобы она была счастлива. Это вряд ли обусловлено прекрасными душевными качествами Квазимодо и чёрным характером Клода Фролло. Нет, просто эти два человека занимали различное место в обществе и к ним по-разному относились окружающие, хотя у них есть то, что их объединяет - их обоих ненавидели, считая исчадиями ада, правда по разным причинам. Поэтому наш высокомерный поп любил ради себя, а Квазимодо, к которому относились как к животному, любил ради самой Эсмеральды и был предан как собака. Несмотря на все нюансы, любовь горбуна нашла во мне отклик - так чисто и нежно это было. Ситуация напомнила мне чувства Призрака из "Призрака Оперы" - светлая любовь урода к девушке, которого все ненавидели за внешность и озлобившегося из-за этого по-настоящему, но готового пожертвовать собой и своей любовью ради счастья девушки. Пусть это наивно, но такое чувство не может не вдохновить.

    14
    199